Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит 49 вопросов и ответов по дисциплине "Физкультура".
1.Роль физической культуры
и спорта в развитии
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: «...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам». Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
В США, например, еще в 60-е
годы, спорт, став национальным увлечением,
был объявлен моделью самого американского
общества. Начиная с 70 - 80-х годов
прошлого столетия спорт в США является
"второй религией", в которую верят
большинство американцев. Население бережно
относится к своему здоровью, понимая,
что это - личный капитал, от качества которого
в жизни зависит многое: карьера, личное
счастье, светлое будущее. Немаловажную
роль в популяризации спорта сыграли СМИ.
Именно этот фактор помог преодолеть так
называемый "психологический барьер"
в отношении населения к физической активности
.
Анализ развития спорта в США и других
странах мира показывает, что активная
позиция населения по отношению к спорту
формируется как следствие хорошей пропаганды
СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь
от TV, зависит популяризация видов спорта,
а занятия физкультурно-спортивной деятельностью
рассматриваются как неотъемлемая часть
культуры жизнедеятельности.
Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.
Однако, говоря о положительных
моментах социализации средствами спорта,
нельзя не сказать о негативных фактах
развития современного спорта, которые
серьезно повлияли на его ценности.
Погоня за медалями и рекордами привела
к возникновению таких
По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.
Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.
2.Ценностные ориентации
студентов на физическую
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:
¦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);
¦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
¦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);
¦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
¦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).
Ценностные ориентации студентов
рассматриваются как способы, с
помощью которых дифференцируют
объекты физической культуры по их
значимости. В структуре физкультурно-
Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.
Отношение студентов к физической
культуре и спорту является одной
из актуальных социально-педагогических
проблем учебно-
Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции - как личностно значимая и как общественно-необходимая.
Данные научных исследований и
практика свидетельствуют о том,
что физкультурно-спортивная деятельность
еще не стала для студентов
насущной потребностью, не превратилась
в интерес личности. Реальное участие
студентов в этой деятельности недостаточно.
Для преодоления этого
Критерием физкультурно-спортивной деятельности
является физкультурно-спортивная активность.
Она характеризуется степенью участия,
вовлеченности студентов в
Воспитание потребностей и мотивации в физкультурно-спортивной деятельности оказывает влияние на удовлетворение других потребностей студентов:
- биосоциальных: сохранение здоровья, организация отдыха, релаксация, потребность в движении;
- социально-психологических:
Осознание студентом потребности в физкультурно-спортивной деятельности превращает ее в интерес.
Проявление интереса к занятиям физической культуре и спорту вызывает желание действовать, формирует мотив поведения. Мотивы следует отличать от сознательных целей и намерений. Мотивы стоят за целями, побуждают к их достижению.
Роль физической культуры в формировании
основных качеств и свойств личности
очень велика. Человек должен уметь
отвлеченно мыслить, вырабатывать общие
положения и действовать
«Отсюда та тесная, неразрывная связь между физическим и умственным образованием, благодаря которой задачи их разъединить невозможно, и только при полной гармонии между ними мы можем ожидать полного развития нравственного характера лица».
3. здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья.
Что такое здоровье?
Существует целый ряд
- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
- нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;
- умение приспосабливаться к
постоянно меняющимся условиям
существования в окружающей
отсутствие болезни;
- способность к полноценному
выполнению основных
Мы остановимся на определении
здоровья, которое дано в Уставе
Всемирной организации
В обобщенном виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в Словаре русского языка (автор С.И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».
Исходя из этих понятий, сделаем
вывод: здоровье человека неотделимо от
его жизнедеятельности и ценно
тем, что является непременным условием
эффективной деятельности индивидуума,
через которую достигаются
Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.
Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Тулия Цицерона (106—43 гг. до н.э.): «Обязанности мудрого — заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».
Таким образом, здоровье — непременное
условие эффективной
Факторы, влияющие на здоровье
Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех факторов:
- биологические факторы (
- окружающая среда (природная,
техногенная, социальная) — 20%;
- служба здоровья—10%;
- индивидуальный образ жизни — 50%.
Из этого распределения
В книге Н.М. Амосова «Раздумья
о здоровье» говорится: «В большинстве
болезней виновата не природа, не общество,
а только сам человек. Чаще всего
он болеет от лени и жадности, но иногда
и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные
усилия, постоянные и значительные. Заменить
их нельзя ничем. Человек столь совершенен,
что вернуть здоровье можно почти с любой
точки его упадка. Только необходимые
усилия возрастают по мере старости и
углубления болезней».