Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит 49 вопросов и ответов по дисциплине "Физкультура".
22.Диагностика состояния
организма при регулярных
Диагностика – это процесс
распознавания и оценки индивидуальных
биологических и социальных особенностей
человека, истолкование и обобщение
полученных данных о здоровье или
заболевании.
Регулярные занятия ФК и спортом оказывают
значительное влияние на органы и системы
организма человека. При физических нагрузках
происходят изменения в органах и системах
организма человека. Чтобы занятия ФУ
и спортом не вредили здоровью, необходимо
проводить регулярный контроль состояния
организма. Это задача не только тренеров
– преподавателей, врачей, но и самих физкультурников.
Различают следующие основные виды диагностики:
врачебный контроль, диспансеризация,
врачебно – педагогический контроль и
самоконтроль.
Цель диагностики – способствовать укреплению
здоровья человека и его гармоничному
развитию.
Врачебный контроль – это комплексное
медицинское обследование физического
развития и функциональной подготовленности
занимающихся ФК и спортом. Он направлен
на изучение состояния здоровья и влияния
на организм регулярных физических нагрузок.
Основная форма врачебного контроля –
врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля зависит
от квалификации, а также от видов спорта.
Студенты проходят врачебный осмотр в
начале учебного года, спортсмены – 2 раза
в год. Врачебное обследование подразделяется
на первичное, повторное и дополнительное.
Первичное обследование – проводится,
чтобы решить вопрос о допуске к регулярным
занятиям ФУ и спортом.
Повторное врачебное обследование – проводится,
чтобы убедиться, насколько соответствуют
объемы и интенсивность нагрузки состоянию
здоровья, а также для того, чтобы корректировать
учебно-тренировочный процесс.
Дополнительные врачебные обследования
– поводятся, для того, чтобы, решить вопрос
о возможности приступить к тренировкам
после перенесенных заболеваний или травм.
Основное предназначение врачебного контроля
заключается в том, чтобы определить состояние
здоровья студентов, и распределить их
по группам: основной, подготовительной,
специальной. Кроме того, часть студентов
направляется на лечебную физическую
культуру (ЛФК), а некоторые студенты совсем
освобождаются от практических занятий,
на какое – то время.
Распределение по группам проводится
после комплексного осмотра специалистами.
Затем терапевт определяет медицинскую
группу для занятий ФК.
Обычно, такое обследование проводится
визуальными методами и путем опроса,
а также с помощью анкетирования. Если
специалисты затрудняются определить
состояние здоровья студента, то его направляют
на более детальное обследование к другим
специалистам.
Углубленной формой врачебного наблюдения
является диспансеризация – система мероприятий
по укреплению здоровья и длительному
сохранению высокой спортивной работоспособности,
направленная на предупреждение и выявление
признаков нарушения здоровья и функционального
состояния.
Углубленные диспансерные обследования
проводятся 1 – 2 раза в год и включают
обследование физического состояния по
показателям роста, массы, осанке, формы
спины, ног, окружности грудной клетки,
цвету кожи
Педагогический контроль – включают наблюдение,
беседы с занимающимися, анализ педагогического
опыта, и документов учебной программы.
Ведя наблюдение за группой занимающихся,
преподаватель должен учитывать все особенности
занятия: как оно планируется и как осуществляется
намеченный план. Здесь важно знать, как
распределяются в течение года периоды
занятий, и каковы интенсивность и величина
нагрузки по периодам. Надо уделять внимание
сочетанию общей физической подготовки
(ОФП) и специальной физической подготовке
(СФП) в процессе занятий. Нужно обращать
внимание на то, соблюдается или нет правило
постепенного нарастания нагрузки с начала
занятия и постепенного ее снижения к
концу занятия.
Правильно построить занятие ФК, и оценить
степень утомления, можно по функциональным
показателям ССС, таким как, ЧСС или АД.
Для этой цели у одного испытуемого в течение
занятия, после выполнения каждого, физического
упражнения наблюдается какой, – либо
функциональный показатель чаще всего
это ЧСС. Результаты измерений изображают
графически. По оси ординат отмечают исследуемый
показатель, а по оси абсцисс – время занятия.
В зависимости от выбора упражнений и
методики их проведения форма получаемой
кривой, может быть различной. В случае
правильного построения занятия показатель
ЧСС должен плавно возрастать, наибольших
величин достигать в середине занятия
и плавно снижаться к исходным величинам
к концу занятия.
Также необходимо ведение дневника самоконтроля,
где фиксируются результаты проводимых
самонаблюдений для помощи в корректировке
занятий ФУ занимающихся.
23.врачебный контроль - как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом.
регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;
-санитарно-просветительская
работа, пропаганда физической
профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
проведение комплексных
и восстановительных
Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное, дополнительное.
Первичное - проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Повторное - проводится, чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.
Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности преступить к тренировкам после перенесенных травм.
Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом- 3-4 раза в год.
Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.
Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:
основную (без отклонений в состоянии здоровья);
подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);
специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.
24.Педагогический контроль
занимающихся физическими
1. Контроль за посещаемостью занятий;
2. Контроль за тренировочными нагрузками;
3. Контроль за состоянием занимающихся;
4. Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;
5. Контроль за поведением во время соревнований.
К методам педагогического контроля относятся:
анкетирование занимающихся;
анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
педагогические наблюдения во время занятий;
регистрацию функциональных и других показателей;
тестирование различных сторон подготовки.
5. Виды педагогического контроля
1) Поэтапный - оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.
2) Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.
3) Оперативный - экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.
Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. * Специалисты различают три типа состояний:
1.Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).
2.Текущие, с изменениями
в процессе одного или
3.Оперативные, изменяющиеся
под влиянием конкретных
К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров - преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.