Поддержание репродуктивной
функции человека средствами
физической культуры на первый
взгляд кажется наивным и несколько
некорректным, как бы еще и
нескромным. Но это только на
первый взгляд, а на самом деле
вопрос достаточно серьезный.
Стоит только на минуту задуматься
над очень простой ситуацией:
возможно ли повлиять на собственную
наследственность, и если да, то
каким образом и при помощи
чего. Характер наследования признаков,
таких как вес, рост, уровень
артериального давления, устойчивость
или предрасположенность к различным
заболеваниям, определяется сложным
взаимодействием генов, участвующих
в их формировании. В то же
время в значительной степени
развитие указанных признаков
зависит от влияния и воздействия
окружающей среды. Человек, предрасположенный
к худощавости, в случае избыточного
питания может превосходить по
своему весу склонного к полноте.
Проявление
наследственности до возраста
осознания самого себя протекает
как бы автоматически, полностью
под влиянием окружающей среды,
которую обеспечивают родители.
С момента осознания себя человек
приобретает способность оказывать
воздействие на ход собственного
развития, умственную и двигательную
деятельность. Наследственность человека
невозможно рассматривать отдельно
от целостности его физической
сущности, поэтому использование
средств физкультуры в той
или иной мере, несомненно, оказывает
влияние на поддержание репродуктивной
функции человека. Вопрос состоит
лишь в том, как определить
достаточность использования средств
физической культуры, чтобы не
нанести вреда. Вспомним основные
средства физической культуры. Это
гигиена, закаливающие процедуры
и физические упражнения. Необходимо
помнить, что гигиена — не
только залог здоровья и бодрости,
а еще и необходимое условие
предупреждения травм, получения
от каждого тренировочного занятия
максимальной пользы. Личную и
общественную гигиену необходимо
соблюдать всегда и везде: в
быту, в школе, на отдыхе. Опрятность
и чистота необходимы человеку,
как и высокие моральные качества.
Личная гигиена — это уход
за кожей, гигиена одежды, обуви
и другие составляющие повседневного
быта. Уход за кожей имеет большое
значение для сохранения здоровья.
Кожа — не только орган осязания,
она защищает тело от внешних
вредных воздействий и играет
важную роль в теплорегуляции
организма, в процессе дыхания.
Для эффективного выполнения
кожей вышеперечисленных функций необходимо
содержать ее в чистоте и хорошо за ней
ухаживать: регулярно мыть тело горячей
водой с мылом, ежедневно обтирать его
прохладной водой с последующим растиранием
кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует
мыть не реже двух раз в день — утром и
вечером. Умываться утром лучше холодной
водой, она придает бодрость, способствует
закаливанию. Особенно тщательным должен
быть уход за кожей при занятиях физическими
упражнениями.
Люди веками
боролись и продолжают бороться
с болезнями, опираясь при этом
на естественное закаливание.
Прост рецепт этого «эликсира»
здоровья: солнце, воздух и вода (см.
билет № 4 — ответ на вопрос 3).
Если занятия
физическими упражнениями построены
разумно, нагрузки увеличиваются
постепенно, интервалы отдыха обеспечивают
нормальное и своевременное восстановление
сил и энергии, то они не
могут быть причиной возникновения
болезней и травм. Только при неправильном
режиме и методике тренировки, использовании
чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном
состоянии или других нарушениях режима
(сочетания больших физических и умственных
напряжений, употребление алкоголя и наркотиков,
нарушение сна, режима питания и т. д.) могут
возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся
снижением работоспособности, ухудшением
состояния здоровья, что отрицательно
сказывается и на репродуктивной функции
человека.
23. В чем видится целесообразность
индивидуального контроля за результатами
двигательной подготовленности (составить
личный план индивидуального контроля)?
Зачастую путают
два понятия: «физическая подготовленность»
и «физическая подготовка». Физическая
подготовленность — это результат
физической подготовки, выражающийся
в определенном уровне развития
физических качеств, а также
двигательных навыков и умений,
необходимых для успешного выполнения
той или иной деятельности (трудовой,
спортивной и т. п.). В зависимости
от цели контроля за результатами
двигательной подготовленности выбирается
наиболее целесообразная система оценки.
С помощью специальных нормативов оценивается
физическая подготовленность в следующих
случаях: на уроках физической культуры,
на экзаменах по физической культуре,
при поступлении в военно-учебные заведения,
в отряд космонавтов, во время классификационных
соревнований на присвоение спортивного
разряда по какому-либо виду спорта. Опираясь
на определенные единицы измерения (метры,
сантиметры, километры, секунды, разы и
т. п.), физическую подготовленность можно
оценить по приростам, что в большей мере
подходит для индивидуального контроля
за результативностью использованных
во время занятий физическими упражнениями
средств и методов. Например, двое юношей
при равном физическом развитии (вес, рост
и т. д.) в сентябре показали одинаковый
результат в прыжке в длину с места, и он
был равен (условно) 168 см. Повторное измерение
в конце учебного года (май) показало, что
у одного из них результат стал 185 см, а
у другого 170 см. Индивидуальный прирост
у первого составил 17 см, у второго — 2
см. Рассматривая эти приросты с учетом
того, как они занимались физическими
упражнениями и какой вели образ жизни,
можно выработать для них индивидуальные
рекомендации по нагрузкам во время занятий
физическими упражнениями, режиму питания,
труда и отдыха. Порядок выполнения упражнений
индивидуального контроля
1. Бег на
30 м с высокого старта. По команде
«На старт!» подойти к линии
старта и занять исходное положение.
По команде «Внимание!» наклониться
вперед и по команде «Марш!»
бежать к линии финиша по
своей дорожке. Время определяется
с точностью до 0,1 с.
2. Поднимание
туловища выполняется в положении
лежа на спине (на гимнастическом
мате или на полу) за 30 с. И.
п. — легка, ноги зафиксированы носками
под нижней рейкой гимнастической стенки
или удерживаются партнером, колени согнуты,
руки за головой. По команде «Упражнение
начинай!» включают секундомер. Участник
поднимается до положения сидя (вертикально),
касается локтями коленей и возвращается
в и. п.
3. Бег на
2000 м (3000 м) может проводиться
как по беговой дорожке на
стадионе, так и по среднепе-ресеченной
местности.
4. Бег на быстроту
выполняется на месте с максимальной частотой
и с высоким подниманием бедра в течение
10 с. По истечении этого времени подсчитывается
число касаний коленями ладоней рук, согнутых
под углом 90° (руки сначала опускаются
вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых
суставах до 90° — это и будет положением
рук во время выполнения бега).
5. Подтягивание
(мальчики выполняют упражнение
из виса хватом сверху на
высокой перекладине, девочки
— из виса лежа на подвесной
перекладине, устанавливаемой на
высоте, индивидуально подобранной
для каждой школьницы). По команде
«Упражнение начинай!» производят
подтягивание до уровня подбородка,
а затем опускание на прямые
руки. Упражнение выполняется ровно,
без рывков. При выгибании тела
и сгибании ног в коленях
попытка не засчитывается. Девочки
подтягиваются, не отрывая ноги
от пола.
6. Шестиминутный
бег можно выполнять как в
спортивном зале (по размеченной
дорожке), так и на стадионе (по
кругу). Для более точного подсчета
беговую дорожку целесообразно
разметить через каждые 10 м. По
истечении 6 мин бегун останавливается,
и определяется его результат
(в метрах).
27. Требования безопасности
перед началом и во время
занятий в тренажерном зале.
Тренажеры избирательно
воздействуют на определенные
группы мышц, помогают существенно
уплотнить цикл занятий и сокращают
срок обретения нужных двигательных
навыков и умений в 2—3 раза.
Эффективны они и в том случае,
когда человеку, ведущему малоподвижный
образ жизни, необходимо восстановить
силы, дать необходимую нагрузку
обычно бездействующим мышцам. Занятия
на тренажерах — прекрасное
средство для профилактики гиподинамии.
К занятиям допускаются обучающиеся,
прошедшие медицинский контроль
и инструктаж по технике безопасности.
Перед началом
занятий следует:
— тщательно
проветрить помещение, где установлены
тренажеры;
— надеть
спортивную одежду и обувь
с нескользкой подошвой;
— убедиться
в исправности и надежности
установки и крепления тренажеров,
обнаруженные неисправности устранить.
Во время
занятий необходимо:
— выполнять
упражнения на тренажерах только
с разрешения учителя (тренера);
— при
обнаружении неисправностей во
время выполнения упражнений
немедленно прекратить тренировку
и доложить об этом учителю
(тренеру);
— внимательно
слушать и выполнять команды
(сигналы) учителя (тренера);
— соблюдать
установленный режим тренировки
и отдыха.
После занятий
тщательно проверяются наиболее
нагружаемые детали тренажеров.
Затем проверяются люфты, прогибы
и возможные дефекты. Выявленные
во время осмотра неисправности
устраняются.
28. Что понимается под
физической культурой личности
и в чем выражается ее взаимосвязь
с общей культурой общества?
О людях, которые
много знают, умело пользуются
полученными знаниями на работе,
дома, во время отдыха, говорят,
что это люди высокой духовной
культуры. Но человек должен быть
еще и здоровым, сильным, ловким,
выносливым. Такой человек может
много и долго трудиться, не
утомляясь, а устав, быстро
восстановить силы. Про него можно
сказать, что он обладает высокой
физической культурой. Физическая
культура — часть общей культуры
общества. Она включает систему
физического воспитания, специальные
научные знания по анатомии, психологии
и другим отраслям, спортивные
достижения. В понятие физической
культуры входят общественная
и личная гигиена быта и
труда, правильный режим труда
и отдыха, оздоровление и закаливание.
На ранних ступенях истории
человек состязался в силе, быстроте,
ловкости, выносливости с животными,
на которых он охотился. Бег,
прыжки, метание в цель способствовали
развитию необходимых физических
качеств, помогали совершенствовать
навыки, нужные для удачной охоты.
Так зародилась физическая культура.
На каждом историческом этапе
она имела свои специфические
черты. В первобытном обществе
занятиями физическими упражнениями
занимались все. Бег, борьба, прыжки,
метания, занятия с тяжестями,
игры — вот средства физического
воспитания того времени. Во
времена рабовладения физическая
культура в основном существовала
для правящего класса. Важной
формой физической культуры в
то время были различные состязания,
например Олимпийские игры, лучшие
традиции которых продолжены
в наши дни. Для всех «свободных»
людей, т. е. рожденных не
в рабстве, обязательной тогда
была военно-физическая подготовка.
Свои черты физическое воспитание
имело в эпоху феодализма. Военно-физическая
подготовка феодалов велась в
специальных рыцарских школах. Среди
крестьян и ремесленников были
популярны различные игры, перетягивание
каната, кулачные бои. Передовые представители
буржуазной интеллигенции Я. А. Коменский,
Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци выдвигали
в свое время проекты реформ системы образования,
в которых подчеркивалась мысль о необходимости
физического и духовного воспитания с
начальных (первых) ступеней образования.
В настоящее время физкультурное движение
охватывает в той или иной мере всех людей
и имеет непосредственную связь с общей
культурой общества.
На занятиях
физкультурой люди не только
совершенствуют свои физические
умения и навыки, но и воспитывают
волевые и нравственные качества.
Возникающие во время соревнований
и тренировок ситуации закаляют
характер спортсменов, учат их
правильному отношению к окружающим.
Таким образом,
физическая культура, являясь важной
составляющей общей культуры
общества, служит мощным и эффективным
средством физического воспитания
всесторонне развитой личности.
29. Почему необходимо отслеживать
физическую нагрузку во время
самостоятельных занятий, направленных
на развитие силы? (Написать для
себя план одного занятия, указав
примерные нагрузки.)
Развитие силовых
способностей человека физическими
упражнениями зависит в значительной
мере не только от развития
и функциональных способностей
организма, но и от контроля
за нагрузками. Физическая нагрузка —
это величина воздействия физических
упражнений на организм занимающихся.
От объема и интенсивности нагрузки зависят
результаты занятий. Под объемом понимают
количество физической нагрузки за одну
тренировку, неделю и т. д., выраженное
в мерах времени, веса, длины и количестве
выполненных упражнений. Интенсивность
— это объем работы, выполненный в единицу
времени. Распределение нагрузки на занятиях
должно соответствовать возрасту, физическим
возможностям и степени тренированности
занимающихся. От занятия к занятию она
должна постепенно повышаться. Слишком
малая нагрузка, как правило, не способствует
развитию физических качеств, а слишком
большая нагрузка может привести к утомлению
и перетренированности. Непосильная физическая
нагрузка вызывает одышку, лицо бледнеет
или краснеет, со лба струится обильный
пот. Возникают ошибки при выполнении
упражнений, нарушается координация движений.
Появляется вялость и раздражительность,
пропадает интерес к любимым занятиям.
Чтобы представить более полную картину
о необходимости отслеживания физической
нагрузки во время самостоятельных занятий,
направленных на развитие силы, рассмотрим
несколько особенностей, касающихся этого
двигательного качества. Способность
к проявлению наибольших по величине мышечных
напряжений называется силой. Без развития
силы невозможно быстрое выполнение движений.
К силовым упражнениям относятся лазанье
по канату, лестнице, шесту, поднимание
тяжестей, часть упражнений на гимнастических
снарядах и др. На первом месте в силовых
упражнениях стоит работа мышц, производимая
относительно медленно, но при большом
сопротивлении. Под влиянием таких упражнений
мышцы быстро растут в объеме. Это объясняется
тем, что, если упражнения выполняются
с предельным напряжением, но в медленном
темпе и чередуются с полноценным отдыхом,
условия питания и кровообращения мышц
наиболее благоприятные. Для многих силовых
упражнений, таких, например, как подтягивание
на руках на перекладине, поднимание тяжестей,
характерно явление, которое известно
под названием «натуживание». Оно состоит
в том, что грудная клетка делается неподвижной
вместе с напряжением мышц, голосовая
щель плотно закрывается, дыхание на время
прекращается, давление внутри грудной
клетки резко повышается, вследствие чего
нарушается ток крови через легкие. Кровь
скапливается в венах. В артериях же, идущих
от сердца к мышцам и внутренним органам,
крови становится мало, она бедна кислородом,
ткани тела не получают нужного питания.
После «на-туживания» следует глубокий
вдох, кровь из вен быстро устремляется
в правое предсердие, растягивая его сверх
пределов. Это резко нарушает кровообращение
и может привести к острому расширению
сердца и его ослаблению. Отслеживание
физической нагрузки во время самостоятельных
занятий, направленных на развитие силы,
позволяет занимающемуся оценить свою
реакцию на тренировочную нагрузку, воспитывает
сознательное отношение к здоровью, к
своим занятиям силовой тренировкой.