Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 17:51, курсовая работа
Цель. Исследовать методику эстетического воспитания детей в спорте.
Задачи:
1.Рассмотреть характеристику процесса воспитания.
2.Рассмотреть компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика процесса воспитания………………………………...4
2.взаимосвязь физического воспитания с эстетическим…………………...…..6
3. Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры……………………………………………………………10
4. Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников…………………………………………………………13
5. Необходимость эстетического воспитания в современных условиях……..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт физической культуры, спорта и туризма
К00афедра теоретических основ и менеджмента
физической культуры и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету " Теория и методика физической культуры "
Эстетическое воспитание детей в спорте
Руководитель ___________ к.п.н. В.М. Гелецкий
подпись, дата
Студент ФК 11-03Б ___________ Д.А.Ермолаев
подпись, дата
Красноярск 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика
процесса воспитания……………………………
2.взаимосвязь физического воспитания с эстетическим…………………...…..6
3. Компоненты эстетического
воспитания в процессе
4. Средства физической
культуры, воздействующие на
5. Необходимость эстетического
воспитания в современных
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В своей работе я рассматриваю проблемы воспитания и обучения неразрывно связанные между собой, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: "...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание". Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.
Объектом является физическое воспитание.
Предметом является эстетическое воспитание детей.
Цель. Исследовать методику эстетического воспитания детей в спорте.
Задачи:
1.Рассмотреть характеристику процесса воспитания.
2.Рассмотреть компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры.
3.Проанализировать средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи.
Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства развитием личности в соответствии с целями воспитания. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом[5].
Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса: оно осуществляется в процессе обучения, во внеаудиторной работе, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. Целенаправленное воспитывающее влияние учебно-воспитательного учреждения переплетается с воздействиями, идущими от социальной среды, от людей, с которыми сталкивается ребенок в жизни. Если общественные отношения, условия жизни в нашем обществе представляют собой объективные факторы, оказывающие влияние на формирование человека, то система организованных воздействий, исходящих от учебных заведений, преподавателей, — это субъективные факторы. Воздействие их тем более эффективны, чем больше учитываются потребности общества, его интересы, а также закономерности развития человека[3].
Термин "управление" пришел в педагогику из кибернетики. В настоящее время им часто пользуются, имея в виду целенаправленный, организуемый, управляемый характер воспитания. В то же время на процесс воспитания оказывают влияние стихийные факторы, которые обычно непредвиденны, случайны и возникают в различных условиях. Природа процесса воспитания двойственна, и этим определяется его специфика как объекта управления. Управление в сфере воспитания — эта целая система организаций, несущих ответственность за подготовку подрастающего поколения к труду и жизни. К воспитанию должна быть привлечена широкая общественность. Управление воспитанием возможно при условии: знания объекта воспитания, исходного уровня его воспитанности, подготовленности, возрастных и индивидуальных особенностей; наличия четкой цели, программы, плана и координации воспитательной деятельности каждого под разделения; обоснованного отбора средств и методов воспитательного воздействия с учетом элементов самоорганизации, самоуправления; систематической информации о результатах воспитательной деятельности, проявляющихся в изменении сознания и поведения детей[4].
В юношеском возрасте повышается роль сознания, успешнее формируются понятия, взгляды, убеждения. Юноши и девушки по-разному реагирует на различные воспитательные воздействия. Поэтому преподаватель должен учитывать их индивидуальные особенности, искать индивидуальные пути воздействия. Поиск эффективных путей воспитательного воздействия во многом зависит от знания преподавателем своих студентов. Это позволяет видеть реальные результаты педагогического воздействия, своевременно обнаруживать пробелы и недостатки в работе, оперативно вносить необходимые коррективы[15].
Уровень воспитанности не может быть определен по одному какому-то качеству, а характеризуется их комплексом, в целом отражающим отношение к Родине, к ТРУДУ, к учению, к людям и к себе. Воспитанность выступает как средство, обеспечивающее возможность управления воспитательным процессом.
Воспитание — процесс противоречивый. Многие противоречия в воспитательном процессе возникают вследствие того, что идеальный образец поведения не всегда соответствует окружающей студента реальной действительности. Информация о тех или иных нравственных ценностях, поступающая от преподавателя к студенту, неадекватно воспринимается последним. Новые требования преподавателя и коллектива приходят в противоречие со старыми, утвердившимися взглядами и привычками личности. Возможные противоречия требуют вдумчивого подхода к делу воспитания, большого мастерства преподавателя, обоснованного выбора разнообразных средств и методов[1].
Воспитание прежде всего осуществляется в процессе полезной деятельности, где развиваются отношения между студентами и накапливается ценный опыт поведения. Однако, чтобы деятельность имела воспитывающее значение, необходимо формировать у людей общественно ценные мотивы участия в этой деятельности. Любым поступком движут мотивы. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект[2].
В процессе воспитания велика роль педагогического руководства. При этом необходимо установление правильных взаимоотношений между преподавателями и детьми. Нельзя допускать, чтобы при воспитательной работе подавлялась активность и инициатива детей, однако нельзя ослаблять контроль за их поведением, снижать требовательность к ним.
Воспитание требует понимания каждым преподавателем общественно обусловленных целей воспитания; умения конкретизировать эти цели применительно к возрасту и уровню воспитанности детей; умения определять на каждом этапе содержание воспитания и выбирать наиболее рациональные методы решения воспитательных задач; постоянно анализировать результаты своей воспитательной деятельности[2].
2.ВЗАИМОСВЯЗЬ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма [6].
Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте [8].
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:
I. Воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному.
2. Воспитание эстетического
восприятия и чувства, т.е. способности
воспринимать и переживать
3. Восприятие эстетических
понятий, вкусов, оценок и суждений,
т.е. способности не только
4. Восприятие эстетических идеалов т.е. правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.
5. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.
Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом, важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этогo[15].
В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания.
Специальные задачи - это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического, нравственного: понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.
Для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности [14].
К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся: разнообразные виды самого ФВ, где преподаватель может указать своим учеником на моменты прекрасного, праздники, выступления; природные и гигиенические условия; обстановка на занятиях использования музыки и произведений искусства…
Эстетическое воспитание в процессе ФВ характеризуется следующими методами: эмоционально – выразительное объяснение ФУ, образное слово;
технически совершенный и эмоционально - выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения; вдохновляющий пример в действиях и поступках; практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий ФУ (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).
Известно, что эстетика как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое, трагическое и комическое), их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности и т.п.[12].
Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической, точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развитости у человека эстетических взглядов, теорий, которых он придерживается, эстетические категорий, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность[11].