Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 17:51, курсовая работа
Цель. Исследовать методику эстетического воспитания детей в спорте.
Задачи:
1.Рассмотреть характеристику процесса воспитания.
2.Рассмотреть компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика процесса воспитания………………………………...4
2.взаимосвязь физического воспитания с эстетическим…………………...…..6
3. Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры……………………………………………………………10
4. Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников…………………………………………………………13
5. Необходимость эстетического воспитания в современных условиях……..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...
5. НЕОБХОДИМОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?[3]
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве[15].
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя "эстетическое мышление", воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что является необходимой предпосылкой ее теоретического познания в современных условиях.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения[5].
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые[7].
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности[3].
Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности[9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Рассмотрев характеристику процесса воспитания, мы выяснили что, теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи.
Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства развитием личности в соответствии с целями воспитания. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом. Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса: оно осуществляется в процессе обучения, во внеаудиторной работе, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. Целенаправленное воспитывающее влияние учебно-воспитательного учреждения переплетается с воздействиями, идущими от социальной среды, от людей, с которыми сталкивается ребенок в жизни. Если общественные отношения, условия жизни в нашем обществе представляют собой объективные факторы, оказывающие влияние на формирование человека, то система организованных воздействий, исходящих от учебных заведений, преподавателей, — это субъективные факторы. Воздействие их тем более эффективны, чем больше учитываются потребности общества, его интересы, а также закономерности развития человека.
2.Рассмотрев компоненты эстетического воспитания, мы выяснили что, прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмысливанию и освоению многообразных эстетических проявлений. Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки. 3.Проанализировав средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников, мы выяснили что, к настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования.
Эффективность таких занятий заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Коллективная форма занятий помогает реализовывать потребность в общении. Сила и выносливость, гибкость и пластичность, красота и уверенность в себе – вот, что присуще современным методикам физической культуры.
В зависимости от направления занятий и формы проведения занятий можно решать разные задачи: оздоровительные (снижению лишнего веса, улучшение сна, предотвращение отложений солей в суставах и др.); эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.); обще развивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости и др.); реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей); психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бакшева, Т. В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта [Текст] / Т. С. Бакшева. - Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. - Ставрополь: Кавказский край, 2001г.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002г.
3.Грудницкая Н.Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных информационных технологий. Дис. Канд. ᴨȇд. наук., 2002г..
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2008г.
5. Киященко Н. Эстетическая культура. М.2007г
6. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников - М.:Педагогика – 2002г.
7.Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний [Текст]: учебное пособие / В. П. Лукьяненко - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001г
8. Мухтарова, В. А.Эстетическое
воспитание в процессе физического воспитания
школьников /В. А. Мухтарова // [Электронный
ресурс] : Физкультура и спорт : электрон.
журнал. - Режим доступа: http://file.qip.ru/file/
9.В. Б. Межуев «Основа основ – желание учиться»/ Жур. «Физическая
культура в школе», №2, 2002г.
10. Назаренко Л.Д., Ключникова С.Н. Эстетическое содержание различных видов двигательной деятельности// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004г.
11.Педагогика искусства / Б. М. Неменский. -- М. : Просвещение, 2007г.
12. «Педагогика» Сластенин В.А. Москва, «Владос», 2003г.
13. «Педагогика» Харламов И.Ф. Москва, «Гардарики», 2002г
14.Рукавицын М.М. "Эстетическое воспитание детей" - М.: Знание – 2002г.
15. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000г.