Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:54, контрольная работа
Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. (1770-1831),создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Её центральное понятие – развитие – есть характеристика деятельности абсолюта, его сверх временного движения в области чистой мысли в восходящему ряду все более конкретных категорий, его перехода в отчужденное состояние инобытия – в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида, сверх индивидуального “объективного духа” и “абсолютного духа”.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1.Жизнь Гегеля………………………………………………………………….........5
1.1.Основные принципы философии Гегеля. Диалектика и принцип системности………………………………………………………………………..…8
1.2.Философия природы. Философия духа…………………………..…………...11
1.3.”Абсолютный дух” и “Абсолютная идея”…………………………………….14
Заключение………………………………………………………...………………..19
Список использованных источников……………………………………………...20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Петрозаводский государственный университет”
Кольский филиал
Абсолютный идеализм Г. Гегеля
Контрольная работа
Апатиты
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Жизнь Гегеля………………………………………………………………
1.1.Основные принципы философии Гегеля.
Диалектика и принцип системности…………………………………………………
1.2.Философия природы. Философия духа…………………………..…………...11
1.3.”Абсолютный дух” и “Абсолютная идея”…………………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Выдающимся представителем
немецкой классической философии является
Георг Вильгельм Фридрих
Актуальность объекта исследования заключается в следующем: философская система Гегеля, бесспорно, принадлежит к числу величайших достижений мировой философской мысли, его философия подводит черту под двумя тысячами лет, он развивает и обобщает наработки всех предшествующих античных и европейских мыслителей, от ионийских натурфилософов до Канта.
По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях :
- идеи сами по себе;
- идеи в природе;
- идеи в духе.
Соответственно этому разделению Гегель пишет книги: “Наука логики”, “Философия природы”, “Философия духа”. Эти книги образуют в целом “Энциклопедию философских наук”.
Объектом исследования является “абсолютный идеализм”
Главной целью контрольной работы можно выделить изучение философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Для достижения поставленной цели следует ознакомиться с биографией Гегеля, раскрыть основные принципы его философии, рассмотреть философию природы и духа, осветить основу философских воззрений Гегеля.
Работа состоит из семи разделов. Во введении сформулированы цели и задачи исследования, во втором описывается жизнь Фридриха Вильгельма Георга Гегеля. В третьем, четвертом и пятом пункте рассмотрены философские мировоззрения Гегеля. В шестом подведены итоги проведенного исследования, а в седьмом указаны источники, которые использовались во время написания работы.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) родился в Штутгарте в – столице Вюртембергского княжества, в семье крупного финансового чиновника.
В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В семье Гегеля готовили к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбингенском теологическом институте (1788-1793). В течении первых двух лет обучения здесь преподавалась лейбнице-вольфианская философия; защитив написанное в её духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил степень магистра философии.
В течении последующих трех лет он изучил курс теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степень кандидата теологии. Здесь он подружился с Ф. Й. Шеллингом и поэтом Ф. Гельдерлином. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом «дерево свободы».
В 1793 Гегель получает степень магистра философии. В том же году он завершает образование в институте, после чего работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создает так называемые «теологические работы», опубликованные лишь в 20 веке — «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии».
Живой интерес к глубоким социальным преобразованиям, возникший у Гегеля в эти годы и сохраненный им до последних дней, обусловил его внимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учение Руссо – главного идеолога французской революции из среды философов – просветителей. Гегель читал так же сочинения Платона и Канта. Все это способствовало тому, что Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные интересы сосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишь спустя несколько лет, в течении которых он, подобно своим предшественникам в немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителем и воспитателем – сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а за тем в немецком городе Франкфурт – на – Майне (1797-1800). В Берне началось, а во Франкфурте продолжилось философское творчество Гегеля – создание ряда работ, посвященных в основном весьма критическом осмыслению причин возникновения и распространения христианства, а так же его роли в жизни народов от античности до современности.
Уже в этих работах философская мысль Гегеля выступает как диалектичная: она выявляет внутренне противоречивые процессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия, понимаемого как отражаемое в этом сознании; причем то и другое рассматривалось в их развитии.
Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель смог заняться академической карьерой. В начале 1801 он становится преподавателем Йенского университета.
Он сотрудничает с
Шеллингом в издании «
Гегель много работает
над созданием собственной
Ряд ярких образов «Феноменологии» (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) — «диалектика раба и господина» как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция «несчастного сознания» и др., а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.
Покинув Йену, Гегель (при помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устраивается редактором «Бамбергской газеты» в Баварии. Уже после его ухода газета закрывалась по цензурным соображениям.
С 1808 по 1816 Гегель — директор гимназии в Нюрнберге. В 1811 он женится (в браке он имел несколько детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре публикует одну из центральных своих работ — «Науку логики» (в трех книгах — 1812, 1813 и 1815).
С 1816 Гегель возвращается к университетскому преподаванию. До 1818 он работает в Гейдельберге, а с 1818 по 1831 — в Берлине.
В 1817 Гегель издает первый
вариант «Энциклопедии
В Берлине Гегель становится «официальным философом», хотя и не во всем разделяет политику прусских властей.
Он публикует «Философию права» (1820, на титуле — 1821), ведет активную лекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих работ. У него появляется множество учеников.
Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831 года эпидемия холеры скоропостижно оборвала его жизнь на 62-ом году. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа – гегельянство.
В 1792 году Гегель начал работу над своим первым философским сочинением о религии (“Народная религия и христианство”), он был настроен очень критически по отношению к христианству, и в последующие 1-4 года эта критичность усилилась до воинствующей враждебности к исторически реальному христианству, в особенности современному. Гегель был согласен с просветителями, что христианская и другие религии на протяжении многих веков были опорой угнетательской власти.
Гегель считал, что обществу необходима лишенная теологической догматики и клерикального фанатизма религия, освящающая социальные добродетели людей, живущих как свободные и ответственные граждане.
Поскольку мысль Гегеля чрезвычайно методична и строга, знания общих принципов должно позволить сравнительно легко сориентироваться в каждом конкретном моменте его философии. Это предполагает, что основное внимание будет уделено формальной стороне учения, в ущерб содержательности; однако при первом знакомстве с “Логикой” такой подход представляется оправданным.
Тождество бытия и мышления – исходный пункт учения Гегеля.
На объективной
Гегель утверждал, что категории суть объективных форм действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это – деятельное начала, давшее импульс к возникновению и развитию мира.
Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель – в самосознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития.