Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:43, доклад
Основной метод воспитания в гомеровской Греции - подражание образцам, в том числе и мифологическим. Сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа: честь героя требует достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру ("Всегда быть лучшим и превосходить других"), а его доблесть позволяет поддерживать достоинство. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт искусств
Кафедра дизайна интерьера
Доклад по дисциплине «Философия и история образования» на тему:
«Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции: Гомеровское общество, спартанская система воспитания»
Выполнил: студент гр.
Проверил: доцент кафедры ППД,
кандидат философских наук
Екатеринбург 2013
"Всякий человек,
даровитый или бездарный, должен,
учиться и упражняться в том,
в чем он хочет достигнуть успехов.
Сократ
Греки уделяли особое внимание воспитанию, что позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.
Основной метод воспитания в гомеровской Греции - подражание образцам, в том числе и мифологическим. Сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа: честь героя требует достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру ("Всегда быть лучшим и превосходить других"), а его доблесть позволяет поддерживать достоинство. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире.
В греческом полисе воспитание рассматривалось как одна из основных функций государства, здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (главным образом мальчиков) всего свободного населения.
Основным воспитательным
институтом в полисах VII - VI вв. до н.
э. была система религиозных
Вместо идеи личных
достижений, характерной для гомеровской
Греции, Спарта выдвинула идею процвета
Наиболее важным делом для Спарты были безопасность и контроль над рабами. Этот фактор определил спартанскую систему воспитания.
Основной ее целью было воспитание смелости и преданности городу- государству.
Согласно Плутарху (древнегреческий писатель, историк и философ-моралист. Получил энциклопедическое образование в Афинах, где впоследствии был удостоен почётного гражданства), задачи спартанской системы воспитания таковы:
✓ сформировать послушание, физическую и умственную смелость;
✓ научить детей переносить боль, быть хорошими солдатами и хорошими гражданами.
Организация спартанского образования тщательно планировалась. Дети Спарты жили все вместе, тренируясь и играя в одинаковых условиях.
Девочки в Спарте воспитывались так же, как и мальчики, и тоже должны были быть сильными и здоровыми.
Детей делили на группы, которыми руководили молодые люди 19 или 20 лет, заканчивающие свое образование.
Ребенок с 7-летнего возраста
становился членом группы, в которой
он проводил целый день; с 12 лет он
покидал дом и жил только с
другими членами своей группы.
У него не было личной жизни до 30
лет. За всем воспитанием в городе-
В Афинах основной задачей была калокагатия, т. е. воспитание всесторонне развитого человека - умного, честного, физически крепкого, с хорошими манерами. Интересы государства и каждого отдельного человека совпадали и устремлялись к цели формирования гармонической личности с тренированным телом, умом, воображением, вкусом и моралью.
В Афинах не было системы
общественного обязательного
После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно):
✓ мусические (для детей от 8 до 16 лет) - дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания;
✓ палестры (13 - 14 лет) - школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;
✓ гимнасии (16 - 18 лет) - их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи - так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков;
✓ эфебии (18 - 20 лет) - двухгодичные военные государственные организации, где юношей учили военному делу. Искусству слова обучали софисты - странствующие учителя.
Во II тысячелетии до нашей
эры Крит был колыбелью одной
из великих цивилизаций
Образование на Крите можно считать процедурой введения древнего минойца в социо-экономическую, политическую и религиозную среду. Воспитание молодого поколения в минойском обществе обозначалось термином "пайдес" (от "паис" - ребенок) и включало не только формальные, но и неформальные типы обучения и воспитания, предназначенного для высших классов (царь, жрецы, благородные люди). Образование осуществлялось в семье и в различных общественных и религиозных видах деятельности на фестивалях, танцах, в театре, на атлетических соревнованиях.
Формальным образованием на минойском Крите считалось обучение письму профессиональными писцами.
Для высшего класса образование включало не только письмо, но и математику, музыку, танцы, рисование, астрономию, курсы по религии и праву, архитектуру, медицину и военные упражнения.
Список литературы: