Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции: Гомеровское общество, спартанская система воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:43, доклад

Краткое описание

Основной метод воспитания в гомеровской Греции - подражание образцам, в том числе и мифологическим. Сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа: честь героя требует достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру ("Всегда быть лучшим и превосходить других"), а его доблесть позволяет поддерживать достоинство. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия образования.docx

— 20.01 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  искусств

Кафедра дизайна  интерьера

 

 

 

 

Доклад по дисциплине «Философия и история образования» на тему:

 «Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции: Гомеровское общество, спартанская система воспитания»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.

Проверил: доцент кафедры  ППД,

кандидат философских наук

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

"Всякий человек,

даровитый или бездарный, должен,

учиться и упражняться  в том,

в чем он хочет достигнуть успехов.

Сократ

Греки уделяли особое внимание воспитанию, что позволило им создать  культуру, установившую эталон прекрасного  в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся  и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к  ним Пифагор, Евклид,  Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.

Основной метод воспитания в гомеровской Греции - подражание образцам, в том числе и мифологическим. Сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа: честь героя требует достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру ("Всегда быть лучшим и превосходить других"), а его доблесть позволяет поддерживать достоинство. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире.

В греческом полисе воспитание рассматривалось как одна из основных функций государства, здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (главным образом мальчиков) всего свободного населения.

Основным воспитательным институтом в полисах VII - VI вв. до н. э. была система религиозных празднеств.

 Вместо идеи личных  достижений, характерной для гомеровской  Греции, Спарта выдвинула идею процветания города-государства. Новый порядок в области образования был частью более широкой политической реорганизации, введенной, как считалось, в VIII веке н. э. законодателем по имени Ликург.

Наиболее важным делом  для Спарты были безопасность и контроль над рабами. Этот фактор определил спартанскую систему воспитания.

Основной ее целью было воспитание смелости и преданности  городу- государству.

Согласно Плутарху (древнегреческий писатель, историк и философ-моралист. Получил энциклопедическое образование в Афинах, где впоследствии был удостоен почётного гражданства), задачи спартанской системы воспитания таковы:

✓ сформировать послушание, физическую и умственную смелость;

✓ научить детей переносить боль, быть хорошими солдатами и хорошими гражданами.

Организация спартанского образования  тщательно планировалась. Дети Спарты жили все вместе, тренируясь и играя  в одинаковых условиях.

Девочки в Спарте воспитывались  так же, как и мальчики, и тоже должны были быть сильными и здоровыми.

Детей делили на группы, которыми руководили молодые люди 19 или 20 лет, заканчивающие свое образование.

Ребенок с 7-летнего возраста становился членом группы, в которой  он проводил целый день; с 12 лет он покидал дом и жил только с  другими членами своей группы. У него не было личной жизни до 30 лет. За всем воспитанием в городе-государстве следил ответственный человек. Он ходил в сопровождении группы мужчин с хлыстами, которые помогали ему поддерживать дисциплину.  

В Афинах основной задачей была калокагатия, т. е. воспитание всесторонне развитого человека - умного, честного, физически крепкого, с хорошими манерами. Интересы государства и каждого отдельного человека совпадали и устремлялись к цели формирования гармонической личности с тренированным телом, умом, воображением, вкусом и моралью.

В Афинах не было системы  общественного обязательного образования. До 7 лет все свободнорожденные  дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно):

✓ мусические (для детей от 8 до 16 лет) - дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания;

✓ палестры (13 - 14 лет) - школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;

✓ гимнасии (16 - 18 лет) - их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи - так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков;

✓ эфебии (18 - 20 лет) - двухгодичные военные государственные организации, где юношей учили военному делу. Искусству слова обучали софисты - странствующие учителя. 

Во II тысячелетии до нашей  эры Крит был колыбелью одной  из великих цивилизаций человечества и одной из первых цивилизаций  в Европе.

Образование на Крите можно считать процедурой введения древнего минойца в социо-экономическую, политическую и религиозную среду. Воспитание молодого поколения в минойском обществе обозначалось термином "пайдес" (от "паис" - ребенок) и включало не только формальные, но и неформальные типы обучения и воспитания, предназначенного для высших классов (царь, жрецы, благородные люди). Образование осуществлялось в семье и в различных общественных и религиозных видах деятельности на фестивалях, танцах, в театре, на атлетических соревнованиях.

Формальным образованием на минойском Крите считалось  обучение письму профессиональными  писцами.

Для высшего класса образование  включало не только письмо, но и математику, музыку, танцы, рисование, астрономию, курсы по религии и праву, архитектуру, медицину и военные упражнения.

 

Список литературы:

 

  • Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. С. 13.
  • Российская педагогическая энциклопедия. С. 42. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира. 130 - 132, 134 - 136.    
  • Интернет-источники.     

Информация о работе Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции: Гомеровское общество, спартанская система воспитания