Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:57, реферат
Сведения о жизни аль-Фараби скудны. Часть сведений об аль-Фараби, как и о других выдающихся исторических личностях, является легендарными. Достоверно известны только годы смерти аль-Фараби и его переезда в Дамаск, остальные даты приблизительны. Такая ситуация вызвана тем, что доступные источники, содержащие биографические сведения о Фараби, были созданы достаточно поздно, в XII—XIII веках. Среди биографов аль-Фараби можно указать Бейхаки, Кифти, Ибн Аби Усейбия, Ибн Хелликана. Позднейшие авторы опираются на биографические сведения, сообщенные в работах указанных авторов. Существуют упоминания более ранней биографии аль-Фараби, приведенной в справочном труде о великих мудрецах прошлого, составленного Абу Саидом ибн Ахмадом, автором XI века, но этот труд не дошел до нашего времени, и известен только по цитатам и ссылкам в других источниках.
Введение
Сведения о жизни аль-Фараби скудны. Часть сведений об аль-Фараби, как и о других выдающихся исторических личностях, является легендарными. Достоверно известны только годы смерти аль-Фараби и его переезда в Дамаск, остальные даты приблизительны. Такая ситуация вызвана тем, что доступные источники, содержащие биографические сведения о Фараби, были созданы достаточно поздно, в XII—XIII веках. Среди биографов аль-Фараби можно указать Бейхаки, Кифти, Ибн Аби Усейбия, Ибн Хелликана. Позднейшие авторы опираются на биографические сведения, сообщенные в работах указанных авторов. Существуют упоминания более ранней биографии аль-Фараби, приведенной в справочном труде о великих мудрецах прошлого, составленного Абу Саидом ибн Ахмадом, автором XI века, но этот труд не дошел до нашего времени, и известен только по цитатам и ссылкам в других источниках.
Считается,
что аль-Фараби родился в местности Фараб (совр. Отрар,
Современник Фараби, Ибн Хаукал, указывал, что к числу городов Фарабского округа принадлежит Весидж, из которого происходит Абу-Наср аль-Фараби.
Для однозначного
определения этнической
Предполагают,
что первоначальное образование Фараби
получил на родине. Существуют сведения
о том, что до своего отъезда из Средней
Азии аль-Фараби побывал в Шаше (Ташкент), Самарканде
В трудах аль-Фараби
нет резкого разделения философии и частных
наук. В данном вопросе ему свойственно
то отношение к системе знания, которое
сложилось в его эпоху. Прежде чем приступить
к существу дела, два замечания вводного
характера.
Во-первых, аль-Фараби высоко
ценит авторитет науки и занимающихся
ею людей. Для науки нужны люди чистого
сердца, высоких помыслов, лишенные всякого
тщеславия и мелочного себялюбия. Атмосфера
научного исследования формирует культуру
человека, способность его быть объективным
и преклоняться перед истиной. Он нетерпим
к тем, кто не способен выполнять высокое
предназначение человека науки и играет
лишь роль камня преткновения.
Во-вторых, изучение вклада
аль-Фараби в естествознание и математику
имеет принципиальное значение с точки
зрения опровержения тех, кто говорит
об отсутствии на «Востоке» самобытного
мышления, ибо развитие естествознания,
по своей сути противоположное мистике
и суеверию, - факт чрезвычайной важности.
Аль-Фараби является основоположником арабоязычного перипатетизма. Поэтому его идеи о бытии близки идеям аристотелизма, а также - неоплатонизма.
Согласно учению Абу Насра аль-Фараби, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.
Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины - небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.
К философским сочинениям аль-Фараби относятся:
Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах»). Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.
Во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.
Аль-Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге аль-Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.
В вопросе о восприятии музыкальных звуков
аль-Фараби, в противоположность
Аль-Фараби написал также «Слово о музыке» и «Книгу о классификации ритмов».
Аль-Фараби составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея. Ему принадлежат «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».
Заключение
Осваивая наследие деятелей
культуры прошлого, мы тем глубже чувствуем
меру своей ответственности перед будущим,
перед историей за развитие человеческого
в человеке. Если мы воспринимаем великое
произведение прошлого как устарелое,
говорит Нейгауз, то это означает, что
нам попросту не хватает исторической
перспективы, т. е. культуры.
Чествование памяти
великого ученого-энциклопедиста в международном
масштабе является свидетельством необходимости
освоения культурного наследия прошлого
как важнейшего звена борьбы за социальный
прогресс, за гуманизм.
Более десяти веков отделяет от нас эпоху
аль-Фараби. За это время человечество
добилось огромных успехов во всех областях
знания, но всегда следует помнить о тех,
кто прокладывал путь к истине. Пусть высказанное
ими не отвечает запросам сегодняшнего
дня, но они положили кирпичи в фундамент,
на котором построена современная культура.