Анализ философского Первоисточника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:55, сочинение

Краткое описание

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883 – 1884) относится к позднему периоду творчества Ф.Ницше и является неким итогом его творчества, который называют «евангелием ницшеанства.
Это уже сформировавшееся учение. По стилистике изложения произведение напоминает христианскую Библию: главному герою, пророку Заратустре, исполняется тридцать лет, когда он уходит от людей в горы, где постигает мудрость, так же как и Моисей, и возвращается, чтобы подобно Солнцу, давать людям мудрость. «Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне, – говорит Заратустра. – Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а бедные – богатству своему».

Вложенные файлы: 1 файл

Ницше.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

                 Анализ философского Первоисточника.

             Фридрих Ницше « Как говорил  Заратустра».

Подготовила: Михайленко Анастасия

Группа: П-21

 

«Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».

 

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883 – 1884) относится к позднему периоду творчества Ф.Ницше и является неким итогом его творчества, который называют «евангелием ницшеанства.

Это уже сформировавшееся учение. По стилистике изложения произведение напоминает христианскую Библию: главному герою, пророку Заратустре, исполняется тридцать лет, когда он уходит от людей в горы, где постигает мудрость, так же как и Моисей, и возвращается, чтобы подобно Солнцу, давать людям мудрость. «Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне, – говорит Заратустра. – Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а бедные – богатству своему».

Композицию произведения условно можно поделить на две части: на предисловие и на речи Заратустры. В первой части происходит изложение самой идеи о сверхчеловеке, а во второй части заключаются поучения Заратустры и условно делится на небольшие главы: «О базарных мухах», «О друге», «О целомудрии», «Об укусе змеи» и др., причем каждая глава заканчивается словами «Так говорил Заратустра». Таким образом, каждая небольшая проповедь Заратустры оформляется как его завет и как догмы его новой религии.

  Одной из главных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека.

Новое учение рождается на Востоке, а своим героем Ф.Ницше делает пророка зороастризма Заратустру. Мудрость, к которой главный герой приобщался, он готов щедро дарить людям, так как Заратустра любит людей, в отличие от святого старца, живущего в горах и любящего лишь одного Бога. Но народ, к которому должны были быть обращены все речи Заратустры, отвергает его, и Заратустра обращает свои проповеди «к созидающим, к пожинающим и торжествующим». Главному герою принадлежит и известный афоризм: «Я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден». Но вместе с тем герой далек от принципов христианства. В произведении есть ссылки на христианское вероучение, хотя Заратустра жил задолго до Христа: так в главе «О свободной смерти» Заратустра говорит об иудее Иисусе, что тот был слишком незрелый и молодой, когда проповедовал, и если бы он прожил дольше, он сам «отрекся бы от своего учения». «Достаточно благороден был он, чтобы отречься!». Христианская религия в словах Заратустры – религия «скорби и слез», «тоски по смерти». Но важное отличие в том, что религия Заратустры не является религией, так как основой любой веры является вера в Бога, а в учении Заратустры Бог мертв. «Возможно ли это! – восклицает Заратустра. – Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал, что Бог мертв», –это главное противоречие между христианством и религией Заратустры.

Тогда что же, если не Бог, стоит в центре учения Заратустры?

Он проповедует учение о сверхчеловеке. «Сверхчеловек есть нечто, что должно превзойти», – говорит герой в  своей проповеди к народу. Ницше отвергает Бога и «другой мир». Сверхчеловек у Ницше связан с молнией и безумием, сверхчеловеку должна предшествовать очистительная сила. «Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять этот поток и не сделаться нечистым». Но очищение, обновление прежде всего в тех людях, кто готов принести себя в жертву и «кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого».

Религия Заратустры – религия будущего, религия сильных, религия земли и религия этого мира, религия жизни и тела, вернее, гармонии сильного духа и сильного тела. Учение Заратустры – это религия, несмотря на то, что в ней нет Бога, а есть лишь сверхчеловек. Но в своих речах Заратустра учит больше не о самом сверхчеловеке, а о пути к сверхчеловеку. Заратустра говорит о пути, которых нужно проделать до сверхчеловека, о пути, который подобен канату над пропастью. Сначала он повествует о трех превращениях духа: в верблюда, во льва и в ребенка, символизирующих выносливость, силу и новую жизнь, созидание.

Учение Заратустры светлое: оно отвергая «потустороннюю жизнь», радости в загробной жизни, возносит хвалу этой жизни, причем и всем ее духовным радостям.

По мнению Ницше, сверхчеловек – следующая естественная стадия развития человека: «Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?». «Вы, несомненно, могли бы создать сверхчеловека, – говорит Заратустра. – Быть может, не вы сами, братья мои! Но вы могли бы пересоздать себя в отцов и предков сверхчеловека; и пусть это будет вашим лучшим созданием!» В отличие от Бога сверхчеловек может быть создан человеком, кроме того, в отличие от Бога сверхчеловек не просто представление, а воплощение в жизнь.

В заключении хотелось бы сказать  о том, что идея о сверхчеловеке Ницше проходит через весь XX век, через все достижения этого века и через все войны этого века, философия Ницше сама воплотилась в жизнь и стала в какой-то степени воплощением жизни. На мой взгляд, в условиях подъемов и кризисов, большей частью кризисов XX века философия Ницше стала новой религией. Любопытно, что трактат Ницше и Библия — две книги, которые немецкие солдаты Первой мировой войны чаще всего носили в своих вещмешках. Ницшеанская идеология была особенно востребована Третьим рейхом.

 К сожалению, воплощение этой идеи в жизнь оказалось односторонним: ницшеанский сверхчеловек не смог преодолеть «и бедность и грязь и жалкое довольство собой» и проникнуться «великим презрением». Мне кажется, преодоление жалких человеческих пороков, благородство и величие духа и тела есть главные качества сверхчеловека. На мой взгляд, идея о великом, прежде всего своим духом сверхчеловеке, о великих светлых чувствах – это одна из прекраснейших идей в истории человечества.


Информация о работе Анализ философского Первоисточника