Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:23, контрольная работа
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.
Анализ явлений бытия по двум схемам…………………………………3
Примеры на каждый из законов диалектики…………………………...5
Описание «смертного» греха – зависти, с точки зрения законов синергетики………………………………………………………………..6
Содержание
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.
Анализ явлений бытия можно сделать по двум схемам. Первая – это где рассматривается сущность, как основная идея, смысл. Явление, как конкретная, существующая часть действительности, со своим содержанием, которое переходит в форму – результат проявления содержания.
Я хотела бы применить схему на примере предложения: “Степан есть человек”, - это основная идея (сущность). Если акцентировать внимание на субъекте и слову «есть», то легко обнаружить, что единичному человеку (Степану) приписывается общее (родовое) свойство - быть человеком (истина). Если же сосредоточить внимание на слове “есть”, то, поразмыслив, можно прийти к выводу, что оно придает субъекту особую, весьма существенную характеристику, причем характеристику двуединую: Степан есть (существует) и он есть человек (то есть действительно является человеком). Приписывание общего свойства “человек” объединяет Степана с человеческим родом (явление) – существующая часть действительности. Благодаря же слову “есть” субъект предложения включается в еще более обширную целостность - во все, что существует. Таким образом, смысл в разбираемом предложении приписывает субъекту общие свойства, а связка “есть” - не содержащуюся непосредственно в субъекте всеобщую характеристику (всеобщее свойство “быть”).
Во второй схеме две
пары категорий: возможность и
По этой схеме явлений бытия я бы рассмотрела более в узком примере - творчество человека. Объект творчества человека, постоянно изменяющего Бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. То есть мне представилась возможность написать картину (пришел заказ). Я берусь за работу – это уже действительность (результат реализованной возможности). Но я решилась нарисовать картину, потому что мне необходимо было, допустим, заработать, следовательно: через появление возможности, необходимость привела меня к выбору будущей действительности. Тут же есть и свои условия, которые подтолкнули к выбору – взяться за работу или нет. Были свои предпосылки и причины. Следовательно, Бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека, и все эти явления бытия подходят под определенные схемы.
2. Примеры на каждый из законов диалектики.
Первый закон диалектического противоречия. Источник развития – единство и борьба противоположностей. Например, позитивное и негативное (по Гегелю) в действительности выражают одно и тоже: каждое из них может быть заменено на другое. Так, например, долги и доходы – это не какие-то самостоятельно существующие виды собственности. То, что положительно для кредитора, отрицательно для заемщика и наоборот.
Вдох и выдох. День и ночь. Все это в целом выражает одно и тоже, каждое из которых может заменить друг друга.
Закон количественных изменений.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным
количеством свойств, единство которых
означает ее качество. Например: во время
битвы возьмем опытных
Или пример такой: в состав золота входят различные металлы. Если взять каждый раздельно, то их качество уступает качеству золота, то есть количественные изменения, приведут к новому качеству.
Третий закон диалектики – отрицание отрицания. Все новое возникает на основе старого – например, переход от языческой веры к православной – крещение Руси – это поворот к Западу отрицанием Востока. Или Петровские реформы – ориентировка с Востока на Запад.
Так же пример можно взять и из природы: на дереве почка исчезнет, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытия растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод.
3.Зависть с точки зрения законов синергетики.
Чувство зависти испытывал
хоть раз в жизни каждый из нас.
Как считаю я - исходная точка, от которой
мы начинаем прокладывать маршрут –
это неудовлетворенная
Затем уже перейдем к внешним условиям, которые так же играют большую роль в появлении зависти. Например, к внешним условиям я бы отнесла общие мерки моды. Появился человек, на котором одета новая современная вещь, мои возможности не позволяют приобрести подобное, и не было бы желания, если бы я не увидела, что такими вещами пользуется большинство, соответственно появляется чувство зависти.
К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице.
Второй закон синергетики – временной. Зависть появилась не сегодня, она возникла в ходе эволюции как биологически необходимая реакция нашего сознания на различия между отдельными людьми. Причины появления зависти могут появится и на осознании того, что в будущем я буду жить лучше, как, например, кто-то из окружения сегодня (идет ориентация на будущее). В зависти есть элемент мотивации: ты завидуешь и это толкает тебя на новые свершения, новые достижения, которые приведут к благополучию в будущем.
Третий закон синергетики: причина поведения находится на метосистемном уровне, а субсистемы играют роль условий, влияющих на активность системы. Это, как я полагаю, зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, (метосистемный уровень). Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной богатой семьи, посещающих частную школу? А все наши внутренние переживания – субсистемы, играют роль условий.
Таким образом, могу сделать вывод, что такой грех – как зависть полностью подчиняется законам синергетики, он является как отрицательной, так и положительной системой поскольку дает новые возможности развития.