Анархизм Фейерабенда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:27, доклад

Краткое описание

Пол Фе́йерабенд (13 января, 1924 — 11 февраля, 1994) — учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене (Австрия).
Основные работы: «Против метода» (1975) (против методологич. правил, которые всегда используются учеными)
«Наука в свободном обществе» (1978) (выступал против научного метода, тк он ограничивает прогресс)
«Прощай, разум» (1987)
Утверждение об абсолютной свободе научного творчества, в первую очередь свободе от «методологического принуждения» , т.е. от претензий научной методологии на универсальность и объективность.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 21.45 Кб (Скачать файл)

Пол Фе́йерабенд (13 января, 1924 — 11 февраля, 1994) — учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене (Австрия).

Основные  работы:

  • «Против метода» (1975) (против методологич. правил, которые всегда используются учеными)
  • «Наука в свободном обществе» (1978) (выступал против научного метода, тк он ограничивает прогресс)
  • «Прощай, разум» (1987)

Утверждение об абсолютной свободе научного творчества, в первую очередь свободе от «методологического принуждения» , т.е. от претензий научной методологии на универсальность и объективность.

 

В науке не существует универсальных  методологических правил. На основе этой идеи он создал концепцию эпистемологического анархизма.

Между наукой, религией и мифом  нет никакой разницы

-отказ от универсализма

-отказ от стандартов получения  знания в науке

-стандарты конкретной парадигмы  обедняют науку и искажают  процесс развития науки

Ключевой  принцип - принцип «допустимо все».

Согласно  ему, каждый ученый волен изобретать свою собственную концепцию и защищать ее какими угодно аргументами. Причем аргументы отбираются в произвольном порядке, согласуясь с личными интересами, желанием произвести впечатление на других, от скуки, и т. д. Единственное требование: требование максимальной убедительности для остальных людей.

Недостатки принципа допустимо  все: Согласно анархистскому принципу "все сгодится"(допустимо все) , любые положения, когда-либо высказанные теологами, мифотворцами, фантазерами, философами, учеными и пр., вплоть до безумцев, могут пригодиться в науке и найти когда-нибудь использование.

 

Принципы  эпистемологического анархизма


С точки зрения методологии, анархизм является следствием двух принципов: принципа пролиферации и принципа несоизмеримости.

Согласно принципу пролиферации, нужно изобретать (размножать) и разрабатывать теории и концепции, несовместимые с существующими и признанными теориями.

Это означает, что каждый ученый - вообще говоря, каждый человек - может (должен) изобретать свою собственную  концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой  она ни казалась окружающим.

 Принцип несоизмеримости, гласящий, что теории невозможно сравнивать, защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций. Если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию и не желает с нею расставаться, то с этим ничего нельзя сделать; мы не можем упрекнуть его даже в нарушении законов логики, ибо он может пользоваться своей особой логикой.

 Таким образом, соединение  принципа пролиферации с принципом  несоизмеримости образует методологическую  основу анархизма.

Не существует правил, по которым можно отделить истинное знание от ложного или выяснить, какая из теорий лучше или хуже. Развивая эту мысль, Фейерабенд приходит к выводу, что нельзя утверждать, что научное знание более правильно и обоснованно, чем религиозное или мифологическое. Они являются равными между собой способами познания действительности.

 

ВЫВОД:

Фейерабенд выступает как разрушитель «научных традиций», которые делают мышление ученого стереотипным. Ученый, находящийся внутри определенной традиции, работает с непроизвольным набором образцов, фактов, теорий, гипотез: он их не выбирает самостоятельно, а оказывается под воздействием механизма навязывания их данной традицией. 
 
Нужно отделить науку от государства, как это уже сделано в отношении религии, призывает Фейерабенд. Тогда научные идеи и теории уже не будут навязываться каждому члену общества мощным пропагандистским аппаратом современного государства, будет уничтожено господство науки в области народного образования.

Никаких ограничений  в области духовной деятельности, никаких обязательных для всех правил, законов, полная свобода творчества - вот лозунг эпистемологического  анархизма. 
 
 
НЕДОСТАТКИ 
Таким образом, из тезиса о несоизмеримости и принципа пролиферации Фейерабенд выводит типичный анархистский (и постмодернистский) тезис о том, что каждый делает  что хочет и эти «хотения» равны. Но по этой логике в данный список равных надо включать и каннибалов, и фашистов, и сторонников человеческих жертвоприношений. По этой логике надо предоставить ребенку выбор родного языка до того, как начать обучать языку. Этот абсурдный для нормального современного сознания результат является следствием отбрасывания общественного характера человеческой жизни, того, что отдельные люди и группы включены в более широкие общности, что накладывает на их свободу существенные ограничения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анархизм Фейерабенда