Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:39, контрольная работа
Ранняя греческая философия тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением. В мифе — рефлективной форме сознания — образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несопоставимы. Для древних греков(живших в период становления цивилизации) мир — огромное скопление различных природных и общественных сил и процессов. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, постоянно меняющихся, а сознание — с ограниченным количеством занятий, отрицающим стихии в неподвижном и постоянном виде.
1 Античная философия 3
1.1 Основные этапы развития античной философии 3
2 Космоцентризм 4
3 Философия Гераклита 4
4 Философия Зенона Элейского 5
5 Пифагорейский союз 6
6 Атомистическая философия 7
7 Софисты 8
8 Сократ 9
9 Учение Платона 10
10 Философия Аристотеля 12
11 Скептицизм Пиррона 14
12 Философия Эпикура 14
13 Философия стоицизма 15
14 Неоплатонизм 16
Заключение 17
Список литературы 18
Атомы вечно движутся с одинаковой для всех скоростью и, в отличие от взглядов Демокрита, могут спонтанно отклоняться от траектории происходящего в силу необходимости прямолинейного движения.
Эпикур вводит гипотезу самоотклонения атомов для объяснения столкновений между атомами и трактует это как минимум свободы, который необходимо предположить в элементах микромира — в атомах, чтобы объяснить возможность свободы и в жизнедеятельности человека.
Иные настроения находим
в философии стоиков, которые
опирались на учение Гераклита, усилив
в нем черты
Учению о множестве атомов Эпикура стоики противопоставили учение о строжайшем единстве бытия. Вообще, каждому положению физики и этики Эпикура можно найти в стоицизме контрположение.
Наиболее полно
Действия людей отличаются не тем, что один действует свободно, а другие — нет, а лишь тем, как — добровольно или по принуждению — сбывается и исполняется неотвратимая во всех случаях и, безусловно предназначенная всем необходимость.
Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит, насильно влечет того, кто неразумно и безрассудно ей противится.
Мудрец стремится вести жизнь, согласуясь с ее природой, и руководствуется разумом.
Настроение, в котором он живет есть смирение, покорность неотвратимому. Разумная и согласующаяся с природой жизнь — добродетельная, и ее результат есть апатия — отсутствие страданий, беспристрастие, безразличие ко всему внешнему. Со стоицизмом связывается афоризм: «Философия есть наука умирать». Однако, несмотря на явный пессимизм, этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашие перед ударами судьбы, тогда как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на утонченность и «просвещенность».
15
Великий оригинальный философ
античной традиции — родоначальник
римского неоплатонизма Плотин (205—270
гг.) формулирует учение о едином
как о первоначале всего
Вся сфера бытия, выражающаяся в последовательности, ум — душа — Космос, оказывается лишь проявлением, осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа — осуществление единого в вечности, Космос — во времени.
Единое именуется Плотином благом и сравнивается с солнцем, ему противостоит темная и лишенная вида материя — принцип зла, провоцирующий высшее к переходу в низшее (ум отпадает от единого, душа — от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает в растениях).
Заметим, что Аристотель
тоже признавал существование
Естественно, сфера бытия у Плотина структурирована:Ум — это истинно сущее, первичные сущности, в уме мысль и предмет мысли совпадают; сфера истинного бытия всегда открыта для души — стоит лишь уметь повернуться к себе самому, познать собственную природу. Такому миру противостоит Космос, находящийся, в отличие от вездесущего ума, в определенном месте, он вечно движется, вращаясь по кругу, и в нем вечно происходит рождение и гибель, в том числе вечное истребление животных и людей, вечные войны и убийства, и все вещи мира — лишь подобия (материальные) тех первообразов, творящим умом без посредства орудий и «в материи, которая не отличается от него самого».
Зло в мире Космоса вечно и неизбежно, но душа относится к Космосу как к тетраэдру: ведь ее истинное пристанище — «всегда рядом с нами».
Очищение — вот, по Плотину, средство освобождения души от телесного, от преходящих земных интересов и возвышения ее до Божественного.
После Плотина все течения общественной мысли пронизывает мистицизм — суеверия и служащие им культы как восточные, так и христианство.
Прокл (410-485 гг.) завершает развитие античного неоплатонизма, оставив после себя последовательно - в отношении ума, души и Единого — развитый метод триадического построения и изложения; все в мире богов, в Космосе и в философии развивается, согласно Проклу, по триадам, а именно: первый момент триады - пребывание в себе (причина неделимое единство, потенция, отец), второй момент — выступление из себя (эманация за свои пределы, переход во множество, начало делимости, мать, энергия), третий момент — возвращение от инобытия обратно в себя (возвращение в расчлененное единство, в эйдос или единораздельную сущность); в триаде Прокла развитие понимается как регрессивное.
Творчеством Прокла завершается античная философия: в 529 г. декретом императора Юстиниана закрыта Платоновская Академия в Афинах, что формально означало прекращение более чем тысячелетнего восхождения античного духа к самому себе.
16
Конечно же, античная философия в лице многих выдающихся представителей, в особенности Сократа, Платона и Аристотеля впервые выдвинула и профессионально обсуждала проблемы онтологии, гносеологии, логики, антропологии и др.
Философия Древней Греции оказала определяющее влияние на развитие всей последующей философии вплоть до современности. Возникшие в философии два направления — материалистическое и диалектическое — античность впервые попыталась примерить их в пределах единой философской системы.
Выдающимся достижением
философской мысли Древней
Античная философия, содержавшая прототипы всех основных видов мировоззрения, стала прологом для торжества человеческого духа.
17
18