Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Ранняя греческая философия тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением. В мифе — рефлективной форме сознания — образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несопоставимы. Для древних греков(живших в период становления цивилизации) мир — огромное скопление различных природных и общественных сил и процессов. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, постоянно меняющихся, а сознание — с ограниченным количеством занятий, отрицающим стихии в неподвижном и постоянном виде.

Содержание

1 Античная философия 3
1.1 Основные этапы развития античной философии 3
2 Космоцентризм 4
3 Философия Гераклита 4
4 Философия Зенона Элейского 5
5 Пифагорейский союз 6
6 Атомистическая философия 7
7 Софисты 8
8 Сократ 9
9 Учение Платона 10
10 Философия Аристотеля 12
11 Скептицизм Пиррона 14
12 Философия Эпикура 14
13 Философия стоицизма 15
14 Неоплатонизм 16
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

философия 2 семестр.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

Атомы вечно движутся с  одинаковой для всех скоростью и, в отличие от взглядов Демокрита, могут спонтанно отклоняться от траектории происходящего в силу необходимости прямолинейного движения.

Эпикур вводит гипотезу самоотклонения атомов для объяснения столкновений между атомами и трактует это как минимум свободы, который необходимо предположить в элементах микромира — в атомах, чтобы объяснить возможность свободы и в жизнедеятельности человека.

13. Философия стоицизма

 

Иные настроения находим  в философии стоиков, которые  опирались на учение Гераклита, усилив в нем черты материалистического  гилозоизма (учение о всеобщей одушевленности универсума): мир есть единое тело, живое  и расчлененное, насквозь пронизанное  одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»).

Учению о множестве  атомов Эпикура стоики противопоставили учение о строжайшем единстве бытия. Вообще, каждому положению физики и этики Эпикура можно найти  в стоицизме контрположение.

Наиболее полно противоположность  проявлялась в вопросе о понимании  свободы и высшей задачи человеческой жизни. Если эпикуреизм пронизан пафосом  свободы и стремится вырвать  человека из «железных оков необходимости», то для стоицизма необходимость («рок», «судьба») непреложна и избавление от необходимости (свобода в смысле эпикуреизма) невозможно.

Действия людей отличаются не тем, что один действует свободно, а другие — нет, а лишь тем, как  — добровольно или по принуждению  — сбывается и исполняется  неотвратимая во всех случаях и, безусловно предназначенная всем необходимость.

 Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально  ей повинуется, и тащит, насильно  влечет того, кто неразумно и  безрассудно ей противится.

Мудрец стремится вести  жизнь, согласуясь с ее природой, и  руководствуется разумом.

Настроение, в котором  он живет есть смирение, покорность неотвратимому. Разумная и согласующаяся с природой жизнь — добродетельная, и ее результат есть апатия — отсутствие страданий, беспристрастие, безразличие ко всему внешнему. Со стоицизмом связывается афоризм: «Философия есть наука умирать». Однако, несмотря на явный пессимизм, этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашие перед ударами судьбы, тогда как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на утонченность и «просвещенность».

 

 

 

 

15

14. Неоплатонизм

 

Великий оригинальный философ  античной традиции — родоначальник  римского неоплатонизма Плотин (205—270 гг.) формулирует учение о едином как о первоначале всего сущего, которое выше сущего, находится «за пределами сущности» (т. е. трансцендентно).

Вся сфера бытия, выражающаяся в последовательности, ум — душа — Космос, оказывается лишь проявлением, осуществлением первоначала, тремя  его ипостасями: ум и душа — осуществление  единого в вечности, Космос —  во времени.

Единое именуется Плотином благом и сравнивается с солнцем, ему противостоит темная и лишенная вида материя — принцип зла, провоцирующий высшее к переходу в низшее (ум отпадает от единого, душа — от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает в растениях).

Заметим, что Аристотель тоже признавал существование растительной души, наряду с душой животной и  разумной, и лишь разделяемая душа трактовалась им не зависящей от тела и способной после смерти тела сливаться с мировым разумом.

Естественно, сфера бытия  у Плотина структурирована:Ум — это истинно сущее, первичные сущности, в уме мысль и предмет мысли совпадают; сфера истинного бытия всегда открыта для души — стоит лишь уметь повернуться к себе самому, познать собственную природу. Такому миру противостоит Космос, находящийся, в отличие от вездесущего ума, в определенном месте, он вечно движется, вращаясь по кругу, и в нем вечно происходит рождение и гибель, в том числе вечное истребление животных и людей, вечные войны и убийства, и все вещи мира — лишь подобия (материальные) тех первообразов, творящим умом без посредства орудий и «в материи, которая не отличается от него самого».

Зло в мире Космоса вечно  и неизбежно, но душа относится к  Космосу как к тетраэдру: ведь ее истинное пристанище — «всегда  рядом с нами».

Очищение — вот, по Плотину, средство освобождения души от телесного, от преходящих земных интересов и  возвышения ее до Божественного.

После Плотина все течения  общественной мысли пронизывает  мистицизм — суеверия и служащие им культы как восточные, так и  христианство.

Прокл (410-485 гг.) завершает развитие античного неоплатонизма, оставив после себя последовательно - в отношении ума, души и Единого — развитый метод триадического построения и изложения; все в мире богов, в Космосе и в философии развивается, согласно Проклу, по триадам, а именно: первый момент триады - пребывание в себе (причина неделимое единство, потенция, отец), второй момент — выступление из себя (эманация за свои пределы, переход во множество, начало делимости, мать, энергия), третий момент — возвращение от инобытия обратно в себя (возвращение в расчлененное единство, в эйдос или единораздельную сущность); в триаде Прокла развитие понимается как регрессивное.

Творчеством Прокла завершается античная философия: в 529 г. декретом императора Юстиниана закрыта Платоновская Академия в Афинах, что формально означало прекращение более чем тысячелетнего восхождения античного духа к самому себе.

 

 

 

 

 

 

16

Заключение

 

Конечно же, античная философия  в лице многих выдающихся представителей, в особенности Сократа, Платона  и Аристотеля впервые выдвинула  и профессионально обсуждала  проблемы онтологии, гносеологии, логики, антропологии и др.

Философия Древней Греции оказала определяющее влияние на развитие всей последующей философии  вплоть до современности. Возникшие  в философии два направления  — материалистическое и диалектическое — античность впервые попыталась примерить их в пределах единой философской  системы.

Выдающимся достижением  философской мысли Древней Греции стала философия Платона, Аристотеля, которая энциклопедически вобрала  достижения античной философии и  науки, содержала глубокие материалистические и диалектические идеи.

Античная философия, содержавшая  прототипы всех основных видов мировоззрения, стала прологом для торжества  человеческого духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Список литературы

 

  1. "Ведение в философию" 2 т., - Москва, 1989 г.
  2. Спиркин А.Г. Основы философии.- М., 1988 г.
  3. Философия. Курс лекций. – К., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18


Информация о работе Античная философия