Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Древнегреческая философия начинала с переосмысления мифологических представлений о начале мира - конкретно с поиска изначальной стихии, первоначала, т. е. с ответа на вопрос "из чего все возникло?". Мифология, как известно, отвечает на другой вопрос - "откуда?", а еще точнее, "от кого?". Фалес из Милета считал, что когда-то все вещи произошли из воды - из океана. В эту исходную водную стихию они и погружаются, закончив срок своего земного существования, отмеренного очередным "мировым циклом". Фалес, по свидетельству античных авторов, высказывался в том смысле, что "питание всех вещей влажно", что "семена и зерна всего сущего имеют влажную природу", высыхание всего есть смерть.

Содержание

I. Античная философия.
1. Раннегреческая натурфилософия.
2. Поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа.
3. Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии.
4. Античная философия в период эллинизма. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.
5. Контрольные вопросы по теме.
6. Задание на распознавание понятий.
II. Методология научного исследования.
1. Сущность научного познания. Понятие метода исследования и научного метода.
2. Понятие и сущность методологии.
3. Философские и общенаучные методы научного исследования.
4. Частные и специальные методы научного исследования.
5. Контрольные вопросы по теме.
6. Задание на распознавание понятий.
III. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

- методологии трудовой, профессиональной  деятельности.

Таким образом, методология рассматривает  организацию деятельности (деятельность - целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временной структурой (авторы исходят из пары категорий диалектики «историческое временное и логическое»). Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы. Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

Каждая наука имеет свою методологию.

В конечном счете и юристы, и  философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе  принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.

Существуют следующие уровни методологии:

 

 

Виды методологии

Специфические особенности данного вида методологии

 

Всеобщая методология

Является универсальной по отношению  ко всем наукам и в содержание которой  входят философские и общенаучные  методы познания

 

Частная методология

Применяется для группы родственных  юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений

 

Методология научных исследований конкретной науки

В содержание данной методологи включаются философские, общенаучные, частные  и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других наук

 
     

Рассмотрим далее подробнее  суть философских и общенаучных  методов научного исследования.

 

3. Философские и общенаучные  методы научного исследования

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Приведем развернутую характеристику общелогических методов исследования.

 

 

№ п/п

Название метода

Содержание метода

 

1

Анализ

Расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями  анализа являются классификация  и периодизация.

 

2

Синтез

Соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

 

3

Индукция

Движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят»  на мысль, на общее. Например, метод  индукции используется в юриспруденции  для установления причинных связей между явлениями, деянием и на-ступившими последствиями

 

4

Дедукция

Выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений  «выводят» определенную мысль из других мыслей

 

5

Аналогия

Способ получения знаний о предметах  и явлениях на основании того, что  они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых  признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

 
       

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение  от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Приведем характеристику сущностного содержания данных методов

 

№ п/п

Название метода

Содержание метода

 

1

Аксиоматический метод

Способ исследования, который состоит  в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без  доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания

 

2

Гипотетический метод

Способ исследования с помощью  научной гипотезы, т.е. предположения  о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании  некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

 

3

Формализация

Отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами).

Формализация является основой  для алгоритмизации и программирования

 

4

Абстрагирование

Мысленное отвлечение от некоторых  свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта  отделяются от существенных свойств и связей.

 

5

Обобщение

Установление общих свойств  и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором  отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного  класса. Вместе с тем обобщение  может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

 

6

Исторический метод

Заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности

 

7

Системный метод

Заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов

 
       

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Охарактеризуем сущность данных методов.

 

№ п/п

Название метода

Содержание метода

 

1

Наблюдение

Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Применяется, например, для сбора социологической информации в области права. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным

 

2

Описание

Фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами

 

3

Счет

Определение количественных соотношений  объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства

Например, юридическая статистика изучает количественную сторону  массовых и других юридически значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.

 

4

Измерение

Определение численного значения некоторой  величины путем сравнения её с  эталоном.

 

5

Сравнение

Сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных  объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким путем можно решить практические задачи совершенствования государственных институтов

 

6

Эксперимент

Искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в  ходе которого проверяется выдвигаемая  гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом -обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования).

 

7

Моделирование

Получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

 
       

4. Частные и специальные  методы научного исследования

Существуют частные и специальные  методы научного исследования. Частные, как правило используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания. Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.

Например, частными методами государствоведения и правоведения являются:

1) формально-юридический (специально-юридический);

2) конкретно-социологический.

Формально-юридический метод представляет собой особую систему способов и приемов исследования государственно-правовых явлений. Он включает в себя:

а) описание норм права;

б) установление юридических признаков  определенных явлений;

в) выработку правовых понятий;

г) классификацию правовых понятий;

д) установление их природы с точки зрения положений юридической науки;

е) их объяснение под углом зрения юридических теорий;

ж) описание, анализ и обобщение  юридической практики.

Этот метод применим и при  исследовании форм государства, определении  компетенции его органов и т.д.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические  исследования - это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования относят: изучение документов (документальный метод), опросы в форме  анкетирования и интервью, метод  экспертных оценок и другие.

Важное значение имеют не только методы получения сведений о явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки.

В связи с этим в социологии выделяют, например, следующие методы:

регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

сбора данных (сплошное, выборочное или монографическое обследование);

обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный  анализ, статистический анализ и т.д.).

Рассмотрим сущность наиболее распространенных методов конкретно-социологических исследований:

 

№ п/п

Название метода

Содержание метода

 

1

Методы опроса

Опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и  обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования).

Метод опроса часто требует разработки анкеты

 
 

Интервью

Беседа интервьюера с респондентом по определенному плану. Интервью может  проводить сам исследователь  или его помощники.

Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.

 
 

Метод экспертных оценок.

Заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и  практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 - 30 человек).

 
 

Группировка

Заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам

 
 

Корреляционный анализ.

Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления

 
       

При проведении конкретно-социологических  исследований явлений используются и другие методы: социометрии, тестов, биографический, психологические и  логико-математические.

5. Контрольные вопросы по теме.

1.МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания.

МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ...логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах  построения, формах и способах научного познания.

 

2. Теоретический и эмпирический  уровни.

 

3. Измерение, эксперимент, наблюдение, сравнение.

 

4. Абстрагирование,  анализ и  синтез, идеализация, формализация.

 

5. Высшими формами научного знания  являются теоретические системы,  имеющиеся в наиболее развитых  науках, и естественнонаучная картина  мира, которая строится на основе обобщения естественнонаучных и социальных знаний.

 

6. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, имеющиеся основания для принятия которого в качестве истинного не являются достаточными. Гипотеза возникает или как предположительное умозаключение из истинных посылок, или как достоверный вывод из предположительных посылок.

Теория – развитая форма систематизированного, обоснованного, логически организованного  научного знания о некоторой предметной области.

 

7. Фальсификация – требование критического анализа, пересмотра и развития научного знания, базирующийся на возможности построить алгоритм его опровержения.

 

8. Философская картина мира строится на базе знаний о природном, общественном мире и мире самого человека. Они дополняются теоретическими обобщениями конкретных наук. Универсальную теоретическую картину мира философия строит не вместо конкретных наук, а вместе с науками. Философское знание входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания.

 

6. Задание на распознавание понятий.

 

1. Метод научного исследования, заключающийся в целенаправленном  изучении объекта – наблюдение.

 

2. В науке – путь ученого  к постижению предмета изучения  – метод.

 

3. Метод научного исследования, с помощью которого получают  знание в контролируемых и  управляемых условиях – эксперимент.

 

4. Основная форма научного познания  на эмпирическом уровне – научный  факт.

Информация о работе Античная философия