Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:41, реферат
Античная философия представляет собой совокупность философских учений,
развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века
до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века
до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.
Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского
сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в
греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в
результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате
изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии. Уже в V
веке до нашей эры возникли философские космогонические системы, в которых миф
играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства
выражения мысли.
общем благе.
Этика Аристотеля занимает среднее
положение между его
Значение этики для Аристотеля.
К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация наук, видов
знания. Он разделил науки на три большие группы: теоритические
(умозрительные”), практические (производительные) и творческие
(созидательные). К первым Стагирит отнес философию, математику и физику; но
вторым - этику и политику, а к третьим - искусство, ремесла и прикладные
науки.
Философия - наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что наиболее
достойно познания - “первоначала и причины, ибо через них и на их основе
познается все остальное”[3]. По
Аристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна. “Созерцательная
жизнь” - это жизнь, чуждая корысолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма
физни. Она посвящена познанию, поиску истины, т.е. представляет собой высший
вид духовно-творческой деятельности. Лишь в процесе этой деятельности человек
может приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, которое
доступно лишь богам. Для античных мыслителей познанием является отношение
человека к миру, отношение микрокосмоса к макрокосмосу, установление связи с
первоночалом. Познание всеобщего означает нахождение за многообразием вещей и
явлений их общего принципа, главенствующего начала.
Аристотель - сын своего века и народа. Он “прирожденный” интеллектуалист. Для
него разум составляет основу познавательной и всякой иной деятельности человека
и его отличительный признак. Аристотель считал, что разум составляет истинную
сущность человека, отличительный
признак его жизни и
имеющие опыт и навыки в производственной практике преуспевают больше, чем те
кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последних
почитают больше, чем первых, подобно тому как “ мы и наставников в каждом деле
почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их,
так как они знают причины того, что создается”
[4]. Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более
оно теоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому “умозрительные “ науки
выше созидающих, а теоретическая деятельность выше практической, например,
политической.
Античная наука ориентирована не на овладение силами природы, т.е. не на
использование знаний в практичесих целях, а на познание всеобщего мирового
строя вещей, на осмысление общественных отношений, на воспитание граждан и
регулирование их взаимоотношений и поведения, на достижение этического
идеала. Во вторую очередь наука
исследует этические и
и лишь в третью очередь она занимается проблемами искусства, ремесла и
прикладных наук. Слово “практика” используется у Аристотеля в широком смысле,
а не узко - как деятельность по получению материальных выгод.
В древности “этика” (“учение о нравственности”) означала жизненную мудрость,
“практические“ знания относительно того, что такое счастью и каковы средства
для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку
деятельно--волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в
общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам
поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит
отдельного гражданина вне общества . Для него человек - существо общественно-
политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о
сущности и задачах
Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками?
Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы повдения и вести
нравственный образ жизни
направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное...”
[5]. Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих
действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический
идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер
вопрощает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию.
Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности
невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в
строгом смысле слова. Практическая наука занимается получением знания для
реализации идеала (поведение человека или производство продукта). В области
“Практических” наук цель мышления не познание, но поступки и деятельность. Ведь
не достаточно знать добродетель,
нужно и поступать
осуществлять ее, стать добродетельным человеком. Аристотель пишет, что
творчество и поступки не одно и то же. Поступки нераздельно связаны с
человеком, с его деятельностью, со свободным выбором, с общими нравственными и
правовыми нормами граждан общества, а творчество направлено на создание
произведений искусства, которые оцениваются только по своим достоинствам,
независимо от поступков человека.
Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие
заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на
совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В
сфере “деятельности”, связанной со свободой воли, человек “выбирает”
личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с
представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.
Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.
Ученик против учителя.
Можно сказать, что в этике Аристотель, более чем в других частях своего
философского учения (например, в “метафизике”), расходится с Платоном. Именно
в “Никомаховой этике” содержится известное высказывание, которому по традиции
придан характер поговорки: “Платон мне - друг, но истина дороже”.
Отделив идеальное от материального, Платон создал теорию самостоятельного
существования мира идей и “блага самого по себе”, которое рождает другие
блага - почет, богатство и т. п.
У Аристотеля же мы видим, что идеальное не существует и не может существовать
помимо материального, т. е. блага как такового не существует, а оно
определяется разными
п. Аристотель отмечает, что нет науки о благе как таковом, но имеются
различные науки, изучающие блага в той или иной сфере жизни. если речь идет о
войне, то благо определяется стратегией, если о болезни - врачеванием.
Аристотель, как и Платон усматривает высшее благо не в чувственных
удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, в том
душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга,
осуществления человеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в
том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании,
самоутверждении своей личности как духовного существа. Аристотель согласен с
Платоном также в вопросе о необходимости господства разума над чувственностью
и вожделением человека. но далее идут заметные расхождения между Аристотелем
и его учителем.
Платон считал тело темницей души, а чувственные влечения - цепями,
сковывающими душу. Они отклоняют человека от его истинного назначения и
увлекают ко всему низменному и порочному. Избавившись от вожделений и
страстей, с помощью разума человек освобождается от этого мира и устремляется
к высшей действительности. Значит, свобода человека, по Платону, сводится к
господству разума над чувственными влечениями, к свободе от материальной
действительности.
Аристотель же считал чувственные влечения и страсти свойствами неразумной
части души человека. Для господства разума над чувственностью необходимо не
отречение, не средство избавления от мира, а условие для правильного выбора
человеком своего назначения, целесообразного образа жизни и поступков.
Совершенствование человека должно происходить через познавательную
деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над
вожделениями и страстями.
Аристотель критикует
[6] - тезис, разделяемый Платоном. Аристотель считает, что если следовать
этому тезису, то человек не властен над собой и не несет ответственности за
свои поступки. Но, например, “пьяных считают виновными вдвойне”, т. к. во
власти человека “не напиться”[7].
Значит, человек способен обладать положительными нравственными качествами и
потому ответствен за совершенные и действия.
Аристотель критикует Сократа (и Платона) за недооценку воли человека. Познание
того, что есть добро и что зло, не обязательно сопровождается желанием
поступать хорошо. Требуется еще моральная устойчивость, нравственна
принципиальность, волевая убежденность. “Надо, чтобы заранее был в наличии
нрав, как бы подходящий для добродетели, любящий прекрасное и отвергающий
постыдное”[8].
Аристотель приходит к выводу о практической бесполезности идеи блага, ее не
применить на практике. “,,, В тоже время невозможно представить себе, какая
польза будет ткачу или
благо (само по себе), или каким образом благодаря уразумению (tetheamtnos) этой
идеи врач станет в каком-то смысле лучшим врачом, а военачальник - лучшим
военачальником. Ведь очевидно, что врач рассматривает здоровье не так, (т. е.
не вообще), а с точки зрения здоровья человека и, скорее даже, здоровья “вот
этого” человека, ибо он врачует каждого в отдельности”
[9]. То есть платоновская идея блага нереальна и недоступна человеку.
По убеждению Платона, одно из главных препятствий для реализации “идеального
государства” состоит в
общественным. Так как личные интересы
и эгоистические чувства
и сеют вражду между ними. Платон предлагает такие меры, как общность жен и
детей, упразднение частной
предлагаемые Платоном, могут привести к противоположным результатам. Так,
Аристотель утверждает, что общность
жен и имущества сделает
благородная щедрость. “Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично
им; менее заботятся в той мере, в какой это касается каждого”
[10]. Аристотель приходит к выводу о необходимости сохранения формы
собственности. «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею -
общим. Подготовить же к этому граждан - дело законодателя»
[11].
Рассматривая вопросы о дружбе, себялюбии и эгоизме в восьмой и девятой книгах “
Никомаховой этики”, Аристотель высказывает мысль о том, что человек с умеренным
чувством любви к себе будет руководствоваться разумом, справедливостью,
стремиться к воздержанности и благородным поступкам (например, во имя друзей и
отечества от может отказаться от имущества и принести в жертву свою жизнь, если
в этом возникнет надобность. Философ приходит к выводу, что нельзя создавать
чрезмерное единство в государстве, единомыслие граждан. “Дело в том, что
следует требовать относительного , а не абсолютного единства как семьи, так и
государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и само государство
будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к
своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто
симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом...”
[12].
В расхождениях между Платоном и Аристотелем отразилось одно из основных
противоречий, лежащее в основе европейской культуры, - противоречие между
идеалом и действительностью, между должным и сущным.
Добродетель.
Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли,
сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг
религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействие или
несчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исключил также
благочестие из числа исследуемых добродетелей. Философ ничего не говорит о
роли богов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствует
религиозность. Аристотель исследует этические проблема, чтобы помощь людям
стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность
Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель
с желанием. хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от
знаний, тем не менее она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что
хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не
качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает
диапоэтические (мыслительные) добродетели,
связанные деятельностью