Управление Алтайского
края по образованию и делам молодежи
КГОУ СПО «БАРНАУЛЬСКИЙ
ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ»
Контрольная работа
По специальности
«гостиничный сервис»
По дисциплине «Основы
философии»
Вариант №3
Студент гр ГС з/о
12
Ухина А.Ю
Руководитель
Сафронов М.И
Барнаул
2014
Содержание
-Античная философия Ч.-1
-Современная наука и
философия о проблеме происхождения
человека.
-Соотношение веры и
знания в философии.
Античная философия являет собой последовательно
развивавшуюся философскую мысль и охватывает
период свыше тысячи лет – с конца 7 в.
до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все
разнообразие воззрений мыслителей этого
периода, античная философия вместе с
тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное
и чрезвычайно поучительное. Она развивалась,
не изолировано – она черпала мудрость
Древнего Востока, культура, которая уходит
в более глубокую древность, где еще до
греков происходило становление цивилизации : формировалась письменность, зачатки
науки о природе и развивались собственно
философские воззрения. Это относится
к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет
и Персия. Имело место влияние и более
отдаленных стран Востока – Древнего
Китая и Индии. Но различные поучительные
заимствования греческих мыслителей ни
в какой степени не умаляют удивительной
оригинальности и величия античных мыслителей.
Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого
нам нужны и теперь. Кто не знает истории
философии, в том числе и античной , тот
и не может по настоящему знать и ее современного
состояния . Изучение истории философии
говорит о поучительности приобщения
к летописи былой мудрости. И даже заблуждение
гениальных умов куда более поучительны,
нежели отдельные открытия просто способных
людей, а тонкости и странности в рассуждениях
мудрецов более богаты и полезны для нас,
чем просто здравый смысл в суждениях
среднего человека.
Философия и ее история во многом
определяются личностными особенностями
того или иного мыслителя.
Современная наука
и философия о проблеме происхождения
человека.
Человек –сложная целостная
система, которая в свою очередь является
компонентом более сложных систем- биологической
и социальной. Это обусловлено тем, что
он является существом как биологическим,
так и социальным. Одной стороной существования
человек принадлежит природе, другой –
социальному миру.
1. Общее понятие о человеке
Один древний мудрец сказал,
что для человека нет более интересного
объекта, чем сам человек.
Проблема человека – одна из
основных, если не центральная, во всей
мировой философской мысли. Протагор характеризовал
человека как меру всех вещей, что стало
одним из основных мировоззренческих
и методологических принципов науки, философии
и политики демократических государств.
Д. Дидро считал человека высшей ценностью,
единственным создателем всех достижений
культуры на Земле, разумным центром Вселенной,
тем пунктом, от которого все должно исходить
и к которому все должно возвращаться.
Человечество всегда стремилось
к построению целостного философского
образа человека. Философский подход к
человеку предполагает выявление его
сущности, конкретно - исторической детерминации
форм его активности, раскрытию различных
исторически существовавших форм его
бытия.
Специфика философского круга
проблем, связанных с человеком, сложилась
не сразу. История философии – это сложный
и длительный процесс сменяющих друг другу
методов и целевых установок. Философия
познания человека требовала прежде всего
становления особого метода познания,
когда человек оказывается одновременно
субъектом и объектом этого процесса.
В античной философии он рассматривался
преимущественно как микрокосм, в своих
человеческих проявлениях подчиненный
высшему началу- судьбе.
В системе христианского мировоззрения
человек стал восприниматься как существо,
в котором изначально неразрывно и противоречиво
связаны два начала: душа и тело, а также
человек и Бог. Например, Августин представлял
душу как независимую от тела и именно
ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский
рассматривал человека как единство тела
и души, как существо промежуточное между
животными и ангелами.
2. Осмысление и разработка
проблем антропогенеза
В 1859 г. Ч.Дарвин опубликовал
свой знаменитый труд «Происхождение
видов путем естественного отбора». В
этой работе на основе обобщения результатов
собственных наблюдений и достижений
биологии и селекционной практики он вскрыл
основные факторы и причины эволюции органического
мира. В 1871 г. в книге «Происхождение человека
и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу
о происхождении человека от обезьяноподобного
предка.
Дарвин преодолел однолинейный
детеминизм Ламарка и показал, что эволюция
в органическом мире осуществляется в
результате трех основных факторов: изменчивости,
наследственности и естественного отбора.
Таким образом, Дарвин установил
движущие силы эволюции органического
мира и объяснил естественно -научным
путем процесс становления и развития
биологических видов. Его теория дала
причинное объяснение развития видов
и тем самым заложила основы научной концепции
эволюции. С тех пор стало ясно, что настоящее
состояние биологических видов, в том
числе и человека, обусловлено их прошлым,
а будущее основано на настоящем. Дарвин
показал, что нет ничего сверхъестественного
в происхождении человека.
Однако, разработав теорию естественного
происхождения человека, он включил в
нее влияние социального фактора на его
развитие. Кроме того, в теории Дарвина
отсутствует качественное отличие ума
человека от животного. Это во многом объясняется
тем, что он не затрагивает роли труда
в процессе антропогенеза.
Важное значение для понимания
проблемы имела и эволюционная теория
антропогенеза П.Тейяра де Шардена, которую
он изложил в своей работе «Феномен человека».
С его точки зрения, переход к «феномену
человека» определялся внутренними силами
самого организма будущего homo sapiens. Находка
синантропа, одним из открывателей которого
был Тейяр, позволила заполнить важнейший
пробел в ряду антропогенеза и показать,
каким путем шло развитие от предчеловека
к «человеку разумному»: увеличение и
усложнение мозга, выпрямление лба, овладение
огнем и орудиями.
По мнению Тейяра, появление
homo sapiens-это скачок в антропогенезе. При
этом автор делает весьма характерный
вывод о том, что возникновение человека-
это процесс коллективный и «первым человеком»
является и может быть только множество
людей...
Заслуга Тейяра также заключается
в том, что в рамках эволюционной концепции
он обосновал единство биологической
и социальной природы человека. Если представить
ближайший к homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза,
то, с точки зрения Тейяра, он будет иметь
следующий вид: автралопитек-питекантроп-синантроп-
homo sapiens.
Вся цепочка предшественников
современного человека, с точки зрения
сегодняшнего естествознания, будет выглядеть
так:
Самый древний известный науке
предок человека и высших обезьян- рамапитек-
жил на территории от Индии до Африки около
14 млн лет назад. Примерно 10 млн лет назад
от него отделился предок орангутанга-
сивапитек, который остался в Азии. Общий
же предок гориллы, шимпанзе и человека,
по-видимому, обосновался в Африке, поскольку
именно там обнаружены древнейшие орудия
труда (примерно 2,5 млн лет назад) и остатки
жилищ (1,75 млн лет). В Африке найдены останки
человека умелого-зинджантропа, жившего
2 млн лет назад. Он обладал уже такими
чисто человеческими признаками, как прямохождение
и заметная развитость кисти руки. При
этом название «умелый» ему дано за умение
изготовлять и применять первобытные
каменные орудия труда. От человека умелого
прослеживается связь с древнейшим человекообразным
существом- австралопитеком, жившем от
4 до 2 млн лет назад. Далее развитие современного
человека прослеживается более определенно
:питекантроп (обитавший во временных
рамках 1,9-0,65 млн лет назад), синантроп(400
тыс. лет назад) и неандерталец (ранняя
форма homo sapiens), появившийся, по разным
данным, от 30 до 40 тыс. лет назад.
Соотношение веры и знания в
философии.
В средневековой философии
вопрос соотношения веры и знания являлся
основной гносеологической проблемой.
Христианство исходило и исходит из того,
что вся истина дана Богом в Священном
писании. Однако, Писание требует правильного
прочтения. Таким образом, неизбежно возникает
вопрос - какое прочтение считать правильным
?
Дискуссии по вопросу прочтения
Писания впервые возникают не как чисто
философские, а как результат несовпадения
интерпретации текстов Писания в трудах
Отцов Церкви. Для решения этой проблемы
был необходим соответствующий инструментарий.
И, в качестве такого инструментария используются
грамматика, риторика и диалектика. Здесь
они выступают уже не как «свободные искусства»,
а как средство проникновения в христианские
истины. Таким образом, происходит обращение
веры к знанию.
Использование знания для дела
веры было необходимо и для обращения
в христианство людей неверующих. Для
них была необходима аргументация. Причем
аргументация, опирающаяся на разум, на
его рациональные принципы. Именно такие
принципы и были найдены в платоновской
и аристотелевской философии. «Полемизируя
с евреями, можно опереться на Ветхий завет.
В схватке с еретиками можно апеллировать
ко всей Библии. Но на что опереться в спорах
с язычниками, как не на разум?»
Официальная христианская доктрина
всегда доверялась только церковным иерархам
и, поэтому, до определенного момента,
обсуждение вопроса о соотношении веры
и разума оставалось уделом узкого круга
лиц. Ситуация изменилась с возникновением
монастырских школ и созданием университетов.
Они стали «катализаторами» развития
в теологии вопроса о соотношении веры
и разума. На университетских семинарах,
где церковь официально дозволяла вести
дискуссии на любую тему, а также в монастырских
школах вопрос о соотношении веры и знания
приобрел новую аудиторию и новое звучание.
Как отмечают Дж.Реале и Д.Антисери
в своем труде «Западная философия от
истоков до наших дней», для того, чтобы
лучше увидеть линии напряжения, возникавшие
между разумом и верой (верой и знанием)
необходимо вспомнить о внутреннем устройстве
средневекового университета, о различных
ориентациях его факультетов. Университет
«…делился на факультет свободных искусств
с шестигодичным обучением и факультет
теологии, где учились не менее восьми
лет…». Первый факультет был подготовкой
ко второму. На факультете искусств преподавались
грамматика, логика, математика, физика
и этика. То есть опора здесь делалась
на разум и знание. На факультете теологии,
напротив, основное внимание уделялось
точному изучению Библии. При этом магистрами
теологии становились лишь обучавшиеся
на факультете искусств. (Интересно, что
вопрос соотношения веры и знания в рамках
университетов иногда даже переходил
из области теории в область практики.
Так, известна студенческая забастовка
в защиту факультета искусств и против
факультета теологии. Забастовка продолжалась
18 месяцев. Ее результатом стал запрет
папы Григория IX в 1213 году на изучение
работ Аристотеля в университетах до момента
их корректировки в соответствии с установками
церкви.)
Список литературы
- http://www.bestreferat.ru/referat-67755.html
- Хрестоматия по истории философии
.В 3-х т.М.,2000.
- Чанышев А.Н Курс лекции по древней
и средневековской философии 1991.