Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:46, контрольная работа
1. Философия милетской школы.
2. Гераклит и элейская школа о диалектике.
3. Философия Платона.
4. Философия Аристотеля.
5. Философия Демокрита.
Тема
8. Античная философия.
Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы) постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был Милет – город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным
центрам
Ближнего Востока позволила милетским
мыслителям раньше, чем этоудалось
другим философам Греции, встретиться
с естественнонаучными
Первая дневнегреческая (а значит, и европейская) философская школа возникла в городе Милете. Ее основал Фалес. Еще при жизни он был причислен к «семи мудрецам»: если провести анологию с современность, ее можно сравнить с присуждением Нобелевской премии. Фалес из Милета жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э.; происходил из богатой семьи и, помимо теоретических исследований, занимался торговлю и политической деятельностью. Милет тогда был крупным торговым центром и портом, имевшим устойчивые связи с Египтом, Персией и Индией.
Будучи купцом, он много путешествовал, расширяя свои научные знания в самых
различных областях человеческой деятельности. Интересовался, в частности, арифметикой, геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических решений, касающихся доказательства равенства вертикальных углов, углов при основании равнобедренного треугольника, умел вписать прямоугольный треугольник в круг
Все эти знания Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии, Египте и стремился
упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике, пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение, которое по данным современных астрономов произошло 28 мая 585 года до н.э. Однако, как и вавилоняне и египтяне Фалес не понимал небесных явлений. Он просто опирался на известную ему периодичность.
Фалес первоначалом сущего считал воду. Вода – вполне естественное, то есть материальное первоначало. Но очевидно, что на вопрос о том, что первично в мироздании, можно дать и материально и диаметрально противоположный ответ: первичным является что-то духовное – мысль, идея, Бог. Поэтому философские системы можно разделить на два типа мысли – материализм и идеализм. Материализм (от латинского слова – вещественный) – направление в философии, признающее первоосновой всего сущего материю – независимую от человека и любого сознания реальность. Материализм считает, что материя вечна и является источником всего, что нас окружает. Идеализм (от греческого – идея) – направление в философии, сторонники которого признают первичным, исходным дух, сознанию, идею. В каком –то смысле всю историю философии можно представить как своеобразный диалог, спор сторонников материализма и идеализма.
И хотя сам термин «материализм» был введен много позже, в XVII в, уже начало античной философии было близко к материализму. Вместе с тем, Фалес был человеком своего времени, а значит, его взгляды не были свободны от привычного мифологического истолкования мира. Он был уверен, что мир, возникший из воды, все же «полон богов», все предметы одушевлены и даже сама вода – разумна. Поэтому первые философские концепции не были в чистом виде не материалистическими, ни идеалистическими,- здесь размежевание между данными направлениями в философии еще не произошло, и можно говорить лишь о тенденции к материализму или идеализму. В этом смысле милетская школа явно тяготела к материализму.
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 до н.э.). Судя по всему, он был учеником Фалеса, был разносторонне образованным человеком. Интересовался математикой, физикой, астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др.
Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир, Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между
твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего сущего, поскольку каждая вещь происходит «из своих собственных начал». Например, горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом. И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет “apeiron“ (апейрон). Именно в ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и уничтожения. Фалес сводил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой вещественной определенности, его мысль более абстрактна. Его «апейрон» характеризуется как безграничное, неопределенное материальное начало. Очень похоже на современные определения понятия «материя»: материя – объективно существующая вне нас реальность, которая дается нам в ощущениях. Значит, материальными будут и дерево за окном, и парта, за которой вы сидите, и солнце на небе, - ведь они существуют объективно (то есть независимо от субъекта, от нас) и мы знаем об их существовании благодаря свои ощущениям. Поэтому взгляды Анаксимандра напоминают взгляды современных материалистов: от тоже считал, что мир имеет свои началом нечто материальное, но не конкретизировал, в какой форме это материальное начало существовало. Он учил, что «части изменяются, целое же остается неизменным», то есть «апейрон» может проявляться в разных стихиях, формах. Вещах. В этом смысле можно сказать, что Анаксимандр определил свое время: его мысль гораздо дальше отстоит от образного мифологического мышления, чем у Фалеса.
У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь обозначил, - проблематика возникновения жизни. И здесь он тоже удивительным образом опередил свою эпоху, недаром его иногда называют античным предшественником Дарвина. Первые животные, по его мнению, зародились в воде, но когда их стало много, они начали выходить на сушу. Их покров (панцирь или чешуя) ломался и истирался от соприкосновения с твердой почвой. Некоторые из них умирали этого, другие – выживали и изменялись. Появились животные, от которых потом произошел человек. Анаксимандр объясняет сложнейшие вопросы развития мира, не обращаясь к вмешательству богов, а опираясь на разум.
Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 до н.э). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен искал материальную первооснову мира. Такой основой он считал воздух.. Из воздуха затем возникло все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры, тучи, воду, землю, камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на происхождение богов: боги тоже произошли из воздуха и поэтому не отличаются от природных явлений, они тоже материальны.
Таким образом, для всех представителей милетской школы основным вопросом был вопрос о первоначале и сущности мира. И хотя ответы на этот вопрос давались разные – будут ли считаться первоосновой вода, «апейрон» или воздух – установка на теоретическое , рациональное объяснение природы свидетельствует о том, что имеется дело уже не с мифологией, а с принципиально новым отношением к миру, которое и положило начало формированию не только философии, но и науки.
В
начале V в. до н.э. Милеет был завоеван
персами. Город постепенно теряет свое
значение центра эллинской культуры, но
идеи милетских философов находят своих
продолжателей.
2.Гераклит
и элейская школа
о диалектике.
По
соседству с Милетом
само бытие как загадку
Коренной
житель Эфеса, сын Блосона, Гераклит принадлежал
к древнему аристократическому роду, восходящему
к основателю Эфеса Андроклу. Благодаря
происхождению Гераклит обладал рядом
«царских» привилегий и потомственным
жреческим саном при храме Артемиды Эфесской.
Однако в его годы жизни власть в Эфесе
уже не принадлежала аристократам. Философ
не участвовал в общественной жизни города,
он отказался от своих титулов, резко отрицательно
отзывался о городских порядках и презрительно
относился к «толпе». По его словам, «эфесцы
заслуживают того, чтобы их перевешали
всех поголовно» за то, что они изгнали
его друга Гермодора, сказавши: «Среди
нас никто да не будет наилучшим»». Законы
города он считал столь безнадежно плохими,
что отказал согражданам в просьбе дать
им новые, заметив, что лучше играть с детьми,
чем участвовать в государственных делах.
Главный труд Гераклита - книга «О природе»
сохранилась в отрывках, но обширно цитируется
в работах позднейших античных философов
(Платона,
Аристотеля).
Эта книга состоит из трех частей: о природе,
о государстве и о боге, и отличается оригинальностью
содержания, образностью и афористичностью
языка. Вместе с тем книга трудна для понимания,
за что уже в античные времена Гераклит
получил прозвище Скутинос (Темный). Его
тексты не просты для истолкования, он
писал образным языком и использовал множество
метафор и аллегорий.
Традиция
сохранила образ Гераклита-
Первоосновой всего Гераклит считал огонь: «Этот космос… не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим». В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен исходному первоначалу у представителей милетской школы. С другой стороны, это понятие у Гераклита представляло и определенный методологический принцип. Огонь невозможно представить себе неподвижным, он всегда в движении; признание огня основой мироздания, стало обоснованием динамики развития, постоянных изменений. Поэтому Гераклита считают основателем дианетики.
Диалектика (от греческого – искусство вести спор) – учение о всеобщей связи явлений и развитии, источником которого признается наличие противоречий в окружающем человека мире и его сознании. Согласно диалектической точке зрения, в мире все развивается и не стоит на месте. До нас дошло ставшее широко известным изречение Гераклита Эфесского «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» где он уподобил мир течению реки. По мнению мыслителя все изменчиво и преходяще. Основная идея Гераклита заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Все в природе подобно движению реки, в которую нельзя войти дважды. Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние. Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью. Гераклит ввел новое философское понятие - логос (слово), подразумевая под этим принцип разумного единства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал. Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления («раздор есть отец всего»). Человеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого является человек.