Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

1. Философия милетской школы.
2. Гераклит и элейская школа о диалектике.
3. Философия Платона.
4. Философия Аристотеля.
5. Философия Демокрита.

Вложенные файлы: 1 файл

ПКЗ2.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Тема 8. Античная философия. 

  1. Философия милетской школы.
  2. Гераклит и элейская школа о диалектике.
  3. Философия Платона.
  4. Философия Аристотеля.
  5. Философия Демокрита.
 
  1. Философия милетской школы

      Будучи  центром ремесла и торговли, греческие  поселения (полисы) постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был Милет – город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

      Выгодное  географическое положение и территориальная близость к культурным

центрам Ближнего Востока позволила милетским  мыслителям раньше, чем этоудалось другим философам Греции, встретиться  с естественнонаучными ценностямиЕгипта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четко осознали существование мира как единого целого, упорядоченного, гармоничного и доступного пониманию человеческим разумом. Глубина и последовательность мышления, отличавшая первых натурфилософов означали значительный шаг в формировании целостного представления о мире. Впервые сознательно был поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства, о первоначалах, определяющих изменение действительности.

   Первая  дневнегреческая (а значит, и европейская) философская школа возникла в городе Милете. Ее основал Фалес. Еще при жизни он был причислен к «семи мудрецам»: если провести анологию с современность, ее можно сравнить с присуждением Нобелевской премии. Фалес из Милета жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э.; происходил из богатой семьи и, помимо теоретических исследований, занимался торговлю и политической деятельностью. Милет тогда был крупным торговым центром и портом, имевшим устойчивые связи с Египтом, Персией и Индией.

 Будучи купцом, он много путешествовал, расширяя свои научные знания в самых

различных областях человеческой деятельности. Интересовался, в частности, арифметикой, геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических решений, касающихся доказательства равенства  вертикальных углов, углов при основании равнобедренного треугольника, умел вписать прямоугольный треугольник в круг

      Все эти знания Фалес почерпнул в  Вавилонии, Финикии, Египте и стремился

упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике, пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение, которое по данным современных астрономов произошло 28 мая 585 года до н.э. Однако, как и вавилоняне и египтяне Фалес не понимал небесных явлений. Он просто опирался на известную ему периодичность.

   Фалес первоначалом сущего считал воду. Вода – вполне естественное, то есть материальное первоначало. Но очевидно, что на вопрос о том, что первично в мироздании, можно дать и материально и диаметрально противоположный ответ: первичным является что-то духовное – мысль, идея, Бог. Поэтому философские системы можно разделить на два типа мысли – материализм и идеализм. Материализм (от латинского слова – вещественный) – направление в философии, признающее первоосновой всего сущего материю – независимую от человека и любого сознания реальность. Материализм считает, что материя вечна и является  источником всего,  что нас окружает. Идеализм (от греческого – идея) – направление в философии, сторонники которого признают  первичным, исходным  дух, сознанию, идею. В каком –то смысле всю историю философии можно представить как своеобразный диалог, спор сторонников материализма и идеализма.

   И хотя сам термин «материализм» был  введен много позже, в XVII в, уже начало античной философии было близко к материализму. Вместе с тем, Фалес был человеком своего времени, а значит, его взгляды не были свободны  от привычного мифологического истолкования мира. Он был уверен, что мир, возникший из воды, все же «полон богов», все предметы одушевлены и даже сама вода – разумна.  Поэтому первые философские концепции  не были в чистом виде не материалистическими, ни идеалистическими,- здесь размежевание между данными направлениями в философии еще не произошло, и можно говорить лишь о тенденции к материализму или идеализму. В этом смысле милетская школа явно тяготела  к материализму.

   Другим  выдающимся милетским философом  был Анаксимандр (611-546 до н.э.). Судя по всему, он был учеником Фалеса, был разносторонне образованным человеком. Интересовался математикой, физикой, астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др.

      Не  отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир, Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между

твердым и парообразным состояниями, не могла  служить основой всего сущего, поскольку каждая вещь происходит «из своих собственных начал». Например, горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом. И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет “apeiron“ (апейрон). Именно в ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и уничтожения. Фалес сводил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой вещественной  определенности, его мысль более абстрактна. Его «апейрон» характеризуется как безграничное, неопределенное материальное начало. Очень похоже на современные определения понятия «материя»: материя – объективно существующая вне нас реальность, которая дается нам в ощущениях. Значит, материальными будут и дерево за окном, и парта, за которой вы сидите, и солнце на небе, - ведь они существуют объективно (то есть независимо от субъекта, от нас) и мы знаем об их существовании благодаря свои ощущениям. Поэтому взгляды Анаксимандра напоминают взгляды современных материалистов: от тоже считал, что мир  имеет свои началом нечто материальное, но не конкретизировал, в какой форме это материальное начало существовало. Он учил, что «части изменяются, целое же остается неизменным», то есть «апейрон» может проявляться в разных стихиях, формах. Вещах. В этом смысле можно сказать, что Анаксимандр определил свое время: его мысль гораздо дальше отстоит от образного мифологического мышления, чем у Фалеса.

      У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь обозначил, - проблематика возникновения жизни. И здесь он тоже удивительным образом опередил свою эпоху, недаром его иногда называют античным предшественником Дарвина. Первые животные, по его мнению, зародились в воде, но когда их стало много, они начали выходить на сушу. Их покров (панцирь или чешуя) ломался и истирался от  соприкосновения с твердой почвой. Некоторые из них умирали этого, другие – выживали и изменялись. Появились животные, от которых потом произошел человек. Анаксимандр объясняет сложнейшие вопросы развития мира, не обращаясь к вмешательству богов, а опираясь на разум.

   Третьим выдающимся милетским философом  является Анаксимен (585-524 до н.э). Он был  учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен  искал материальную первооснову  мира. Такой основой он считал воздух.. Из воздуха затем возникло все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры, тучи, воду, землю, камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение  возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на происхождение богов: боги тоже произошли из воздуха и поэтому не отличаются от природных явлений, они тоже материальны.

   Таким образом, для всех представителей милетской школы основным вопросом был вопрос о первоначале и сущности мира. И хотя ответы на этот вопрос давались разные – будут ли считаться первоосновой вода, «апейрон» или воздух – установка на теоретическое , рациональное объяснение природы свидетельствует о том, что имеется дело уже не с мифологией, а с принципиально новым отношением к миру, которое и положило начало  формированию не только философии, но и науки.

   В начале V в. до н.э. Милеет был завоеван персами. Город постепенно теряет свое значение центра эллинской культуры, но идеи милетских философов находят своих продолжателей. 

2.Гераклит  и элейская школа  о диалектике. 

     По  соседству с Милетом располагался другой город-порт – Эфес. Он прославился  тем, что в нем находилось одно из семи чудес света  - храм Артемиды. Именно в нем родился и жил знаменитый дневнегреческий философ Гераклит Эфесский (ок. 540 – 480 до. н.э) Первоначалом сущего считал огонь.Создатель концепции непрерывного изменения, учения о «логосе», который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность». Гераклиту приписывалось знаменитое изречение  «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Наряду с Пифагором и Парменидом Гераклит определил основы античной и всей европейской философии. Выявляя всестороннюю загадочность знакомого мира мифа, обычая, традиционной мудрости, Гераклит открывает

само  бытие как загадку

     Коренной  житель Эфеса, сын Блосона, Гераклит принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему к основателю Эфеса Андроклу. Благодаря происхождению Гераклит обладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Однако в его годы жизни власть в Эфесе уже не принадлежала аристократам. Философ не участвовал в общественной жизни города, он отказался от своих титулов, резко отрицательно отзывался о городских порядках и презрительно относился к «толпе». По его словам, «эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно» за то, что они изгнали его друга Гермодора, сказавши: «Среди нас никто да не будет наилучшим»». Законы города он считал столь безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые, заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах. 
Главный труд Гераклита - книга «О природе» сохранилась в отрывках, но обширно цитируется в работах позднейших античных философов (
Платона, Аристотеля). Эта книга состоит из трех частей: о природе, о государстве и о боге, и отличается оригинальностью содержания, образностью и афористичностью языка. Вместе с тем книга трудна для понимания, за что уже в античные времена Гераклит получил прозвище Скутинос (Темный). Его тексты не просты для истолкования, он писал образным языком и использовал множество метафор и аллегорий.

     Традиция  сохранила образ Гераклита-мудреца, высокоумного одиночки, презиравшего людей (и тех, кто славился в качестве мудрецов), за непонимание того, что они сами говорят и делают. Истолковав учение Гераклита в духе расхожей мировой скорби о скоротечности жизни и всего в мире, популярная философия видела в нем прототип «плачущего мудреца», подобно тому как в Демокрите находила тип «мудреца смеющегося». Мудрость Гераклита, отрешенная от многознающего невежества людей и живущая в соседстве с простой мудростью бытия, запечатлена характерной сценой: некие странники, пожелавших взглянуть на прославленного мудреца, останавливаются на пороге убогого жилища, смущенные зрелищем невзрачного человека, который греется у очага. «Входите, слышат они, и здесь тоже обитают боги».

     Первоосновой  всего Гераклит считал огонь: «Этот  космос… не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим  и мерами угасающим». В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен исходному первоначалу у представителей милетской школы. С другой стороны, это понятие у Гераклита представляло и определенный методологический принцип. Огонь невозможно представить себе неподвижным, он всегда в движении; признание огня основой мироздания, стало обоснованием динамики развития, постоянных изменений. Поэтому Гераклита считают основателем дианетики.

     Диалектика (от греческого – искусство вести спор) – учение о всеобщей связи явлений и развитии, источником которого признается наличие противоречий в окружающем человека мире и его сознании. Согласно диалектической точке зрения, в мире все развивается и не стоит на месте. До нас дошло ставшее широко известным изречение Гераклита Эфесского «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» где он уподобил мир течению реки. По мнению мыслителя все изменчиво и преходяще. Основная идея Гераклита заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Все в природе подобно движению реки, в которую нельзя войти дважды. Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние. Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью. Гераклит ввел новое философское понятие - логос (слово), подразумевая под этим принцип разумного единства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал. Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления («раздор есть отец всего»). Человеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого является человек.

Информация о работе Античная философия