Содержание
Введение…………………………………………………………….3
- Античная философия………………………………………………4
- Милетская школа…………………………………………………10
- Италийская школа………………………………………………..12
- Элейская школа…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………..20
Библиографический список……………………………………...22
Введение
Термин «философия» происходит
от греческих слов «fhileo» - любовь и «sofhia»
- мудрость и означает любовь к мудрости.
Однако это еще не раскрывает существа
дела, потому что одного любомудрия явно
недостаточно, чтобы быть философом. И
каждый понимает, что только любовь к мудрости
еще не делает человека ее обладателем
и творцом, хотя она и является важным
условием для того, чтобы стать философом.
Кроме того, остается открытым вопрос
– «что же такое мудрость?» Сами философы
отвечали на него по-разному и мудрствовали
каждый по-своему. С этим связано и различное
понимание философии. Как писал И.Г. Фихте,
«даже между настоящими философскими
писателями вряд ли найдется полдюжины
таких, которые знали бы, что такое философия».
Философию можно определить
как учение об общих принципах бытия, познания
и отношений человека и мира. Однако это
лишь краткая дефиниция, требующая своего
дальнейшего пояснения и развития. Прежде
всего, философия всегда оформляется в
виде теории, формулирующей свои категории
и их систему, закономерности, методы и
принципы исследования. Специфика философской
теории заключается в том, что ее законы,
категории и принципы носят всеобщий характер,
распространяются одновременно на природу,
общество, человека и само мышление. В
последнем случае философия выступает
как мышление о мышлении. Предмет философии
непременно включает в себя и рассмотрение
вопроса о том, что такое сама философия,
изучение ее истории.
Самой развитой философской традицией
древности является античная философия,
охватывающая философские учения мыслителей
древней Греции и древнего Рима, которые
мы необходимо изучить достаточно подробно.
Именно античная философия лежит в основе
средиземноморского типа философствования,
распространившегося затем в странах
Европы, Ближнего Востока и ставшего определяющей
формой философии.
Обращение к проблеме генезиса философии
позволяет восстановить доверие к антропологическому
ее прочтению и осмыслению. Для нас в данном
случае «происхождение», «возникновение»
и «генезис» выступают взаимодополняющими
понятиями, характеризующими становление
и развитие философии от ее начальных
этапов, включая и предпосылки, до устанавливания
в качестве самостоятельного феномена
античной культуры. И если современная
эпоха, динамичная, сжимающая время, ставит
вопрос о судьбах человеческой цивилизации
и обостряет наш интерес к историческому
прошлому, то раннегреческая философия
обнажает созвучные нашему времени вопросы
о взаимоотношении природы и человека,
о могуществе и направленности человеческого
разума.
Эти вопросы были поставлены уже в раннегреческой
натурфилософии, но обращение к истокам
европейской цивилизации представляет
не только исторический интерес. В фокусе
современной теоретической мысли оказываются
исторические объяснения особенностей
развития науки и гуманизации научного
поиска. Кроме того, обращение к античной
философии, где уже у ее истоков разрабатываются
рационалистические концепции мира и
человека, позволяет обосновать ряд проблем,
актуализующихся усилением роли человека
в современном обществе.
Цель работы - изучить начальный этап
античной философии. Задачи работы: дать
понятие «Античная философия»; изучить
развитие доклассической античной философии.
Объект исследования - история философии.
Предмет исследования - начальный этап
античной философии. Теоретической и методической
базой исследования является литература,
касающаяся рассматриваемой темы.
- Античная философия.
Античной философией называют
совокупность философских учений, развивавшихся
в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом
обществе с конца VII в. до н.э. вплоть до
VI в. н.э. Несмотря на длительность этого
периода, обнимающего свыше тысячи лет
интенсивного развития, существуют веские
основания рассматривать античную философии
как единое и своеобразное, хотя отнюдь
не изолированное явление в развитии философского
сознания человечества. Разработка истории
философии и истории науки обществ Древнего
Востока, особенно исследования последних
десятилетий доказали связь по происхождению
античной философии с культурой народов
Передней Азии и Африки, которые раньше
греков развили цивилизацию, письменность,
науки о природе и зародыши философии.
Особенно значительным было влияние Лидии,
Вавилона, Египта и Персии. Помимо непосредственной
генетической связи история культуры
отметила ряд факторов соответствия между
некоторыми явлениями в развитии античной
философии и аналогичными явлениями в
развитии философии весьма отдаленных
от Греции, Древнего Китая и Древней Индии.
Существует, например, некоторое
соответствие между развитием софистики
и логики в древнегреческой философии
IV в. до н.э. и, приблизительно одновременным
развитием логической школы «моистов»
в древней китайской философии.
Несомненной была зависимость
античной философии от науки и философии
Вавилона и Египта. Рано завязавшиеся
экономические, торговые и политические
связи ионийских поселений греков на западном
побережье Малой Азии с восточными народами
более древних цивилизаций, а также исключительная
восприимчивость и многосторонняя одаренность
греков привели к тому, что в ионийские
города, прежде всего в Милет, были перенесены
и здесь своеобразно переработаны зачатки
физических, математический, астрономических
знаний, стал развиваться примитивный
научный инструментарий, сложился календарь
и т.д. Одновременно шла и своеобразная
переработка древней мифологии – в искусстве,
в поэзии, а в философии - уже освобождение
зарождающейся философской мысли из плена
мифологических представлений о мире
и человеке. Процесс этого освобождения
шел в древней Греции с такой быстротой,
что уже в V в. до н. ээ. возникли философские
и космологические системы, в которых
миф играет роль не столько основного
воззрения, сколько образных средств выражения
мысли. Не менее своебразным, чем отношение
к мифу, оказалось у древних греков и отношение
к усвоенным на Востоке зачаткам положительных
знаний о природе. И в Вавилоне и в Египте
знания эти, возникшие из практических
нужд техники, торговли, путей сообщения,
передавались обычно в том виде, в каком
были почерпнуты в процессе практического
освоения, без сколько-нибудь детального
теоретического и логического обоснования.
Напротив, древние греки уже в космологических
и физических построениях V в. до н.э. обнаруживают
поразительную склонность к обоснованию
выдвигаемых или используемых положений.
Так, элементарные истины алгебры и геометрии,
сформулированные вавилонянам и египтянами
как тезисы, обнаруживают у греков тенденцию
превращаться в доказываемые теоремы.
Своеобразной чертой античной философии
была связь ее учений с учениями о природе,
из которых впоследствии развились самостоятельные
науки: астрономия, физика, биология и
т.д. в VI и даже в V вв. до н. э. философия
еще не существовала отдельно от познания
природы, а знание о природе – отдельно
от философии. Эта нераздельность характерна
для раннего периода развития также и
древней вавилонской, и древней египетской
мысли. Однако особенность античной философии
в том, что внутри нерасчлененного единства
зачаточных философских понятий и понятий
научных воззрений, относящиеся к природе,
играют роль во многих решающую: первые
греческие философы были не только первыми
математиками, физиками, астрономами,
физиологами, их научные представления
о мире вместе с тем определяли свойственную
для них постановку и решение философских
вопросов. И для науки древних греков и
для античной философии характерно обилие
почти одновременно возникавших научных
гипотез и типов философских учений. Объясняется
это тем, что при рано возникшей острой
научной пытливости древние греки могли
удовлетворить ее только в тех условиях
и границах, которое предоставляло им
слабое развитие техники и почти полное
отсутствие эксперимента. Для античного
рабовладельческого общества характерно
пренебрежительное отношение рабовладельцев
к физическому труду. Это отношение и сравнительная
дешевизна рабской рабочей силы слабо
стимулировали развитие техники и становление
обусловленного техникой научного эксперимента.
Вследствие этого основными способами
научного исследования были только наблюдение
и опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие
экспериментальной проверки аналогия
и гипотеза. Так как при разработке гипотезы
мысль идет от действия к причине, а одно
и тоже действие может вызываться различными
причинами, то в условиях невозможности
экспериментальной проверкой в умах различных
мыслителей, принадлежавших к высокоодаренному
народу, возникали различные гипотезы
об одних и тех же явлениях природы. Для
философии это многообразие гипотез означало
многообразие типов философского объяснения
мира. Так, уже в V в, до н. э., после того
как элейцы обосновали мысль о вечности
истинно-сущего бытия, которое не может
ни возникать, ни исчезать, появились космогонические
и физические гипотезы Эмпедокла, Анаксагора
и атомистов Левкиппа и Демокрита, в которых
по-разному объяснялось происхождение
миров и в которых выдвигались различные
догадки о природе и свойствах материальных
частиц, образующих своими сочетаниями
различные вещи. Разнообразие возникавших
в Древней Греции типов философских учений
сделало античную философию школой философского
мышления для всех последующих времен.
Чрезвычайно важным условием
последующего развития и последующих
успехов античной философии было то, что
началом и исходной точкой этого развития
оказался философский материализм. Философы,
действовавшие в VI в. до н. э. в Милете -
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, эфесянин
Гераклит, уроженец Колофона Ксенофан
– при всех различиях между ними полагали,
что все вещи, возникающие различным способом
и различным способом погибающие, должны
были произойти из какого то одного и притом
вещественного начала. Таковы «вода» Фалеса,
«воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита,
«земля» Ксенофана и т.д. Таким образом,
древнегреческая философия возникла как
философия хотя и наивная, но наивно-материалистическая.
Особенно характерна материалистическая
философия для милетских мыслителей и
ученых, живших в передовом центре промышленности,
торговли и культуры, связанном с культурными
центрами Ближнего Востока.
Возникнув в связи и одновременно
с переходом древнегреческого общества
от раннего не развитого рабовладения,
т.е. от общества, пронизанного традициями
родового строя, к зрелому рабовладению,
античная философия завершается крушением
рабовладения как системы хозяйства, -
но главное, как системы отношений человека,
определившей универсальную неравнозначность
господина и раба, соответственно, человека
и «говорящего орудия», «вещи», как совершенно
недвусмысленно трактовался раб в римском
праве. Отчуждение личности как принципиально
возможное дело, как социальный закон
накладывает, однако, свой отпечаток не
только на раба, но и на господина. Сущность
человека в таком случае – это его тело,
его вещественный элемент с его телесными
же свойствами. Такой принцип понимания
человека был универсализован античной
философией, понимающей все сущее как
телесное, вещественное, стихийное и в
то же время живое, самодвижущее бытие,
материально-чувственный и живой космос.
С развитием рабовладельческого общества
и его самосознания, с развитием знаний
о природе, необходимых для совершенствования
производства развивается и философия.
В соответствии с тремя основными стадиями
развития рабовладения можно выделить
и три стадии развития античной философии.
Первая из них – период становления
античной философии. Исторически это ранняя
классика, начинающаяся развитием городов
государств в VII в. до н.э., становлением
классического рабовладения и характеризующаяся
политической борьбой аристократии и
демократии в рабовладельческом обществе.
Второй период, обычно опускается историками
ввиду его кратковременности, по существу
это не полный IV в. н.э. – для нас не имеет
особое значение. Исторически это переломный
момент, когда крупное рабовладение, не
вмещающееся в границы полиса, разрушает
его, переводя общественное развитие в
форму мировой державы, стремящейся охватить
известный культурный мир. Именно этот
век дал «высокую» классику философии
– зрелые системы античного материализма,
представленные в своей исходной противоположности
системами Демокрита и Платона, а затем
колоссальный философский синтез Аристотеля.
Назовем этот период развития классической
греческой мифологии. Наконец, господство
крупного рабовладения в эллинистически-римский
период и соответствующие процессы развития
науки, искусства, религии находят отражение
в серии философский учений и школ, объединяемых
традиционно под названием эллинистически-римской
философии. Здесь доводятся до логического
завршения тенденции мысли имманентно
заложенный в ее предшествующем рпзвитии.
Эти три периода характерно
различны. Они по своим отличительным
признакам соответствуют, с одной стороны
ступеням естественного развития человеческого
стремления к познанию, а с другой стороны,
находиться в тесной связи с состояниями
с греческой духовной культурой, являющимися
в некоторых отношениях даже прообразами
всякого культурного развития, т.к. они
представляют собой общий, и, вместе с
тем живой индивидуальный образ духовного
развития вообще. Эти три указанные периода
по преобладающим к ним интересам можно
назвать космологическим, этико-политическим
и этико-религиозно философским. Первый
из них охватывает время от V II до V в. до
н.э. Второй, в течение которого через связь
антропологического с предшествующим
космологическим направлением возникают
универсальные научные системы, совпадает
с V и IV столетиями; третий соответствует
культуре эллинизма и соединению греческого
образования с чуждыми восточными и римскими
элементами культуры, продолжается с III
в до н. э. по III в н. э. первый из этих периодов
развития есть исключительно период натур
философии; второй есть период основания
универсальных научных философских систем;
третий период, хотя в течение его и делаются
попытки к дальнейшей разработке научных
систем, свое оригинальное значение получает
только в области этики и философии религии.
- Милетская школа.
Фалес из Милета (ок. 625 – 547 г.
до н.э.) – родоначальник европейской науки
и философии, кроме того, он математик,
астроном и политический деятель, пользовавшийся
большим уважением сограждан, Фалес происходил
из знатного финикийского рода. Он много
путешествовал, а свои знания старался
применять на практике. Он автор многих
технических усовершенствований, осуществил
измерение памятников, пирамид, храмов
в Египте.
Фалес произвел буквально переворот
в мировоззрении, выдвинув идею субстанции-первоосновы
всего, обобщив все многообразие в единосущее
и усмотрев начало всего во влаге: ведь
она пронизывает собой все. Аристотель
сказал, что Фалес впервые попытался найти
физическое начало без посредства мифов.
Влага и на самом деле вездесущая стихия;
все происходит из воды и в воду же обращается.
Вода как естественное начало, оказывается
носителем всех изменений и превращений.
Это же и в самом деле гениальная идея
сохранения. Хотя идея Фалеса о первосущности
представляется нам сейчас наивной, но
с исторической точки зрения она чрезвычайно
важна: в положении «все из воды» была
дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим
богам, в конечном счете, мифологическому
мышлению, и продолжен путь к естественному
объяснению природы. В чем же еще состоит
гениальность отца европейской философии?
Ему впервые пришла мысль о единстве мировоздания.
Эта идея, однажды родившись, никогда уже
не умирала: она сообщалась его учениками
и учениками его учеников. Фалес, как и
его приемники, стоял на точке зрения гилозоизма
(от греч. hyle – вещество, zoe – жизнь) – воззрения
по которому жизнь – имманентное свойство
материи, сущее само по себе движущееся,
а вместе тем и одушевленное. Фалес полагал,
что душа разлита во всем сущем. Фалес
полагал, что душа разлита во всем сущем.
Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное.
Согласно Плутарху, Фалес называл бога
универсальным интеллектом: бог есть разум
мира.
Приемник Фалеса Анаксимандр
(ок. 610 – 540 г. до н. э.) первым возвысился
до оригинальной идеи бесконечности миров.
За первооснову сущего он принял апейрон
– неопределенную и беспредельную субстанцию:
ее части изменяются, целое же остается
неизменным. Это бесконечное начало характеризуется
как божественное, созидательно-движущее
начало: оно не доступно чувственному
восприятию, но постижимо разумом. Поскольку
это начало бесконечно, оно неистощимо
в своих возможностях образования конкретных
реальностей. Все существующее как бы
рассыпано в виде крохотных долек. Как
малые крупицы золота образуют слитки,
частички земли ее конкретные массивы.
Третий представитель Милетской
школы Анаксимен (ок. 585 – 525 г. до н. э.).
Он полагал, что первоначалом всего является
воздух, мыслил его как бесконечное и видел
в нем легкость изменяемости и превращаемости
вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли
из воздуха и представляет собой его модификации,
образующиеся путем его сгущения и разряжения.
Чтобы адекватно оценить эти, как сейчас
кажется «наивные» идеи милетцев, напомним,
что великий Кант в своем периоде истории
утверждал, что планеты и все космические
тела состоят и берут свое начало из бесконечности
газообразной массы.
Итак, милетцы осуществили прорыв
своими воззрениями, в которых однозначно
был поставлен вопрос: «Из чего все?». Ответы
у них разные, но именно они положили начало
собственно философскому подходу к вопросу
происхождения сущего: к идее субстанции,
т.е. к первооснове, и сущности всех вещей
и явлений мировоздания.
- Италийская школа.
В конце VI века до н. э. центр
зарождающейся европейской философии
перемещается с Дальнего Востока Эгейского
мира на его Дальний Запад из Ионии в «Великую
Грецию» или «Великую Элладу». Это совокупность
городов-полисов на побережье Южной Италии
и Сицилии.
Философия италийцев была дальнейшим
шагом в становлении античной философии
после ионийской философии.
Италийской философии принадлежали
Пифагорийский союз, школа элеатов и Эмпедокл.
Пифагор (VI в. до н. э.) был тоже
озабочен проблемой: «Из чего все?», но
решил ее иначе, чем милетцы: «Все есть
число» - вот его исходная позиция. Он первый
назвавший философию этим именем, трудился
не в одиночку, а в организованной им школе,
куда, кстати, входили и женщины. Именно
в числах пифагорейцы усматривали свойства
и отношения, присущие различным гармоническим
сочетания сущего. Пифагорейцы видели
в числе и математических отношениях объяснения
скрытого смысла явлений, законов природы.
Так, например, они считали 1 (единицу) –
абсолютной и неделимой единичностью;
2 (два) – уходом в неопределенную даль;
3 (три) – оформлением бесконечности; 7
(семь) – красотой; 13 (тринадцать) – злом
и т.д. Пифагорейцы изучали зависимость
характера звучания инструментов от длины
струн, искали простые числовые отношения
в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал
различного рода математические доказательства,
что способствовало развитию принципов
точного рационального мышления.