Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:17, реферат
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком.
Античная философия (сначала греческая
а затем и римская) охватывает
период своего непосредственного
Перед взором древних греков, живших
в период детства цивилизации, мир
представал как огромное скопление
различных природных и
В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.
Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).
Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).
Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.
Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).
Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.
В 3-4 века. н. э. в римской философии
возникает и развивается неопла
Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами?
Программа курса
“ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ”
Лебедев С.П.
Предмет античной философии
Универсальным предметом любой философии, а следовательно и античной, было отношение абсолютного к относительному. Специфика античного философского мышления состояла в том, что абсолютной (самой высокой, самой совершенной) формой бытия для него являлось естество, природа. Сущность же самой природы заключалась, по мнению мыслителей, в способности существовать посредством рождения, причем предполагалось, что все связанное с рождением и последующим достижением плодом состояния зрелости должно совершаться само собой, автоматически, но разумно, правильно и точно, без посторонней помощи. Многообразие философских школ античности было обусловлено тем, что мыслители отдавали предпочтение разным сторонам единого природного бытия. Некоторые считали возможным ограничиваться поиском единого для всего сущего вещества и единой всеобщей действующей причины (их называли физиками); иные же настаивали на рассмотрении неизменных и лишь мыслимых законов природного бытия. (Это формальные и целевые причины, т.е. идеи. Впоследствии мыслители такого рода стали называться метафизиками или идеалистами); третьи за пределами всех указанных причин искали объединяющее начало (мистики). Но при любом подходе к делу изучалось по преимуществу естество.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Сознательность выражалась в том, что знание, толкуемо в качестве высшей практической и теоретической ценности, определялось как ВИДЕНИЕ, в котором субъект кажется себе пассивным, зависимым от объекта, и последний рисуется наблюдателю самосущим и первичным во всех отношениях. Созерцающий человек не ощущает в себе творческой силы, дерзания преобразовать объективную реальность в своих интересах.
Природный характер мышления состоит в умении рассуждать только по аналогии с природой, в которой видели самый совершенный способ бытия и которую неправомерно считали сущностью духовного и абсолютного.
Техницизм представлял собой ориентацию теоретического мышления на практическую деятельность человека, уподобляющуюся, как казалось, природному бытию. Мыслители часто отождествляли логику своей деятельности при построении какого-либо объекта с логикой появления самого физического (“природного”) предмета
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Первый период охватывает временной интервал от Фалеса до Аристотеля. Он проходит два этапа: 1. От Фалеса ( 6 в. до Р.Х.) до софистов (сер. 5 в. до Р.Х.); 2. От софистов до Аристотеля (первая четверть 4 в. до Р.Х.).
Второй период простирается с сер. 5 в. до Р.Х. д 1 в до Р.Х. и реализуется в трех этапах: 1. От софистов до 3 в. до Р.Х.; 2 этап начался с 3 в до Р.Х. и связан с появлением стоиков, эпикурейцев и скептиков. 3 этап засвидетельствовал появление эклектизма (2-1 вв. до Р.Х.).
Третий период длится с 1 по 6 вв. по Р.Х. и минут 2 этапа: 1. С 1 по 3 вв. по Р.Х. и характеризуется возвратом к пифагореизму и платонизму; 2. С 3 по 6 вв. по Р.Х. связан с появлением неоплатонизма.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Первая из древнегреческих философских школ – милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – сосредоточила свое внимание на поиске материальной причины всего сущего – того первовещества, из которого произошло многообразие видимого мира. Как бы ни определяли мыслители это первовещество-- как воду ли (Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были в убеждении, что реально, по истине существует лишь оно, а единичные вещи из него, из него возникающие и в него, погибая, возвращающиеся, имеют только видимость существования и самостоятельности. Все возникшие вещи представляют собой лишь ту или иную степень сгущения первоначала.
ПИФАГОРЕИЗМ
Пифагорейцы (Пифагор, Архит, Филолай, Диокл и др.) в отличие от милетцев, кроме материальной причины, обусловливающей единство всех предметов, стремились уяснить и причину множественности, благодаря которой вещи, созданные из одного материала, обладают обособленностью и спецификой и отличаются от всего иного. Причиной всего специфического в вещах, по мысли пифагорейцев, было число. Ведь любая вещь имеет какие-либо количественные параметры, которые могут быть измерены числом. А именно количественной стороной (величиной, степенью, интенсивностью и т.п.) по их мнению, вещи и отличаются друг от друга.
Важнейшее место в учении о числе отводилось единице, двойке, тройке, четверке, семерке и десятке. Пифагорейцы, вероятно, впервые заговорили о правильной стереометрической структурированности вещества и поставили перед собой задачу объяснить чувственно воспринимаемые особенности макро-объектов, исходя из структурных особенностей микро-частиц.
Согласно пифагорейцам, человеческая
душа божественной природы, бессмертна,
переселяется в иные тела, в том
числе в тела растений и животных.
Управляет переселениями
КСЕНОФАН КОЛОФОНСКИЙ
Один из основоположников элейской школы Ксенофан Колофонский прославился критикой политеизма и антропоморфима. На Бога нельзя переносить человеческие свойства, считал Ксенофан, и Бог может быть только один, чтобы удовлетворять понятию Бога. Он вечен, шарообразен, пронизывает собою все вещи, не движется и не покоится, не ограничен и не беспределен.
Ксенофан Колофонский впервые в древнегреческой философии счел необходимым утвердить логические критерии в деле Богопознания.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
Важнейшим в учении Гераклита было
положение о тождестве
Душа, по Гераклиту, есть божественный первоогонь, закономерно превращающийся в свою противоположность – в воду – семя, которая является началом жизни земной. Вселение божественной души в тело равносильно смерти ее божественности, а смерть тела человеческого есть возрождение души (бога) к подлинной жизни.
Утверждение абсолютной текучести всего сущего лишало сознание устойчивости в нравах и в познании, основанном на мышлении, ибо ни об одной вещи нельзя было сказать что-либо определенное, и любое суждение грозило быть в этом случае и ложным и истинным. Гераклитово учение о всеобщей текучести стимулировало переосмысление самой идеи становления, т.е. превращения одного во многое.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Прежде всего этим занялась элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс) в лице Парменида. Он выяснил, что сама идея становления, т.е. превращения противоположностей друг в друга (одного во многое и обратно), противоречива, т.к. представляет собой тождество двух простых противоположных категорий : “бытия” и “небытия”. Источником противоречивости являлось, по Пармениду, желание мыслить категорию “небытия”: мыслить мы можем только что-нибудь сущее, а ни о чем мышления быть не может; мысля же “несущее”, мы его представляем сущим, что противоречиво. Чтобы избежать противоречий (неистинности), Парменид запретил мыслить “небытие” и ограничился мышлением только “бытия”. Оставшемуся без противоположности “бытию” стали приписываться безотносительные свойства.
Оказалось, что если есть что-то “сущее”, то оно вечно, неизменно, цельное, неделимое, единое, завершенное. Такое понимание сущего считалось истинным. Но об этом же сущем можно высказаться и согласно мнению, т.е. используя категорию “небытие”. И тогда оно окажется возникающим и гибнущим, множественным, подвижным, незавершенным и внутренне противоречивым. Демонстрировать эту противоречивость были призваны апории Зенона (“Дихотомия”, “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Стадий” и др.).
Элеаты “наткнулись на факт существования чистого мышления, т.е. могущего в своих построениях совершенно не ориентироваться на чувственно воспринимаемую реальность и согласовываться только со своими правилами и нормами. Об одном и том же космосе оказалось возможным высказываться двояко – с помощью чистого логического мышления и с помощью мышления, связанного м чувственностью. Перенос на конкретные чувственные предметы (за неимением других) логических характеристик порождал апории и подрывал доверие к самому логическому осмыслению. Последнее требовало собственного объекта, с которым оно могло соотноситься без всяких апорий. Последующая философия направит свои усилия на отыскание такого предмета.
ЭМПЕДОКЛ
Мышление, связанное с чувственностью, Эмпедокл направил на макромир, а формы чистого логического мышления переносил на микромир, на первоначало, на “одно”. “Одно” – это однородный вещественный массив, особое бескачественное тело, неподвижное, не содержащее пустоты и избыточности, умозрительное, состоящее из бессчетного множества микрочастиц – “корней” вещей. Многое – стихии огня, воздуха, воды и земли – возникают из Одного путем обособления корней под действием сил Любви и Ненависти Смешиваясь в разной пропорции данными силами, “корни” становятся разнообразными предметами. Смерти и рождения, по Эмпедоклу, не существует, а есть только перемещение и смешение частиц.
Учение Эмпедокла о душе сходно с аналогичными доктринами Гераклита и пифагорейцев.
АТОМИСТИКА
Атомисты усмотрели сходство важнейших характеристик логического мышления со свойствами мельчайших неделимых частиц – атомов. Последние отличаются друг от друга прежде всего своим внешним видом – формой. От особенностей форм атомов и порядка их соединения между собой зависит своеобразие чувственно воспринимаемых макропредметов. Сцепление атомов воспринимается человеком как рождение вещи, а их разъединение – как гибель. Любая качественная характеристика вещи (цвет, запах и т.д.) – субъективной природы, по истине же существуют лишь атомы и пустота. Одушевленность и познавательные действия обусловлены движением шарообразных атомов, постоянный приток которых в организм осуществляется через дыхание.