Античная философия: этапы развития и принципы периодизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Периодизация античной философии 5
1.2. Досократики. 6
1.3. Ранний эллинизм (Киники). 7
1.4. Гедонизм (Эпикурейцы). 7
1.5. Скептицизм. 8
1.6. Стоицизм. 9
1.7. Поздний эллинизм. 9
2. Общая характеристика этапов развития античной философии 11
3. Особенности возникновения и специфика античной философии 14
4. Видные мыслители древности и особенности их учений 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Периодизация античной философии 5

1.2. Досократики. 6

1.3. Ранний эллинизм (Киники). 7

1.4. Гедонизм (Эпикурейцы). 7

1.5. Скептицизм. 8

1.6. Стоицизм. 9

1.7. Поздний эллинизм. 9

2. Общая характеристика этапов развития античной философии 11

3. Особенности возникновения и специфика античной философии 14

4. Видные мыслители древности и особенности их учений 20

Заключение 24

Список использованной литературы: 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.

Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического  мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум.

Почему именно VII-VI вв. до н.э. являются временем взрыва интеллектуальной энергии?

Ученые предполагают, что  это обусловлено следующими причинами:

1) развитием производительных  сил (переход от бронзы к  железу);

2) появлением товарно-денежных  отношений;

3) возникновением первых  государств;

4) ростом научных знаний;

5) ростом оппозиции традиционной  религии.

Философия с момента своего зарождения носит конкретно-исторический характер, потому что является духовной составляющей общества.

Изменения в общественной жизни меняли ее предмет, расставляли  другие акценты. Этим обусловлен тот  факт, что философия, как и любая  форма общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, наука), имеет свою историю.

Принято различать следующие  исторические типы философии:

  1. Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Возникла в VII, VI вв. до н. э.; просуществовала в различных модификациях вплоть до Нового времени.
  2. Философия Древней Греции и Древнего Рима, или античная философия (VII в. до н. э. –VI в. н. э.)
  3. Философия Средневековья (II, III вв. –XIV в.).
  4. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).
  5. Философия Нового времени (XVII – начало XVIII вв.).
  6. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.).
  7. Классическая немецкая философия (конец XVIII – XIX вв.).
  8. Философия марксизма (XIX-XX вв.).
  9. Западноевропейская философия конца XIX-XX в.
  10. Русская философия (XI-XVII вв.; XVIII-XIX вв.; конец XIX-XX вв.).

 

  1. Периодизация  античной философии

 

Древнегреческая философия  представляет собой совокупность разнообразных  учений, развивающихся в период с  VII-VI вв. до н. э. (от формирования архаических полисов (греч. polis ‘город-государство’) на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается античный этап европейской философии – в 529 г., когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это «растлевает души учеников».

Внутри древнегреческой  философии принято выделять три  периода.

Первый – зарождение и  становление – VII-V вв. до н. э. Для него характерно исследование природы, космоса, поиски первоначала, истоков сущего.

Второй – «классический» – V-VI вв. до н. э., соответствует расцвету древнегреческой рабовладельческой демократии. В этот период на первый план выступают вопросы строения материи, теории познания, сущности человека, общественной жизни.

Третий – Угасание и  упадок философии – III в. до н. э.-VI в. н. э., он соответствует кризису полисного устройства общественной жизни, появлению имперских государственных образований сначала под эгидой Македонии, а затем – Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В это период от философии, выступавшей как всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывающие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характерно большое разнообразие школ и учений, с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др. Основное внимание в это период уделяется этическим и социально-политическим проблемам.

    1. Досократики.

Объединить многочисленные древнегреческие  школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим.

Но в отличие от мифологии, досократики  не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями  введением deus ех machil1a, т.е. отсылкой к богам. Они ищут иные, доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма.

Одно из делений досократических  школ может быть таким:

  • ионийская (милетская) – Фалес, Анаксимандр, Aнаксимен, Гераклит;
  • пифагорейская - Пифагор и его ученики;
  • элейская - Парменид, Зенон;
  • физиологическая - Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;
  • софисты – Протагор, Продик, Гиппий, Горгий.

В этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора - число; у Левкиппа и Демокрита – атомы, у Гераклита - огонь и т.д.

Из этих школ резко выделяются софисты - своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.

    1. Ранний  эллинизм (Киники).

Антисфен, Диоген и их последователи по словам Владимира Соловьева, проповедовали верховенство природы и разума, единую сущность всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа.

Отсюда - их осуждения правительства, частной собственности, института брака, рабства. Отсюда и презрение ко всяким условностям и приличиям - в манерах, одежде, пище. Их конструктивная программа формировалась «от противного»: мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны - поэтому не следует стремиться к ним. Моральная свобода заключается в освобождении от желаний. Поэтому идеал мудреца - опрощение и смирение.

Как известно на примере жизни Диогена, киники делом доказывали возможность  реального воплощения в жизни  своего кредо.

    1. Гедонизм (Эпикурейцы).

Эпикуреизм в обыденном мнении нередко отождествляют с наслаждением любой ценой, не принимая во внимание разумность и нравственность. Однако эти представления справедливы лишь в отношении вульгарных эпигонов этой античной философской школы.

Действительно, основным принципом  эпикурейцев является удовольствие - прuнцип гедонuзмa. Счастье и блаженство - высшие цели и ценности жизни (принцип эвдемонизма). Но вопрос состоит в том, в чем заключаются счастье и блаженство и как они достигаются. Счастливой жизнью Эпикур и его последователи считали разумную, нравственную и справедливую жизнь, дающую безмятежность духа и здоровье тела. Средством достижения такой жизни Эпикур считал познание Вселенной, ее законов, а также познание человека и общества, в котором он живет. Мировоззрение подлинных эпикурейцев отличают созерцательность, благочестие и богопочитание. Ни боги, ни общество не могут дать человеку счастье. Оно - в нем самом, в его духовных наслаждениях и независимости от суетного преходящего.

В своей афинской философской школе  «Сад Эпикура» ее создатель учил не только принципам своей знаменитой этики. У него была целостная система философии, состоящая из физики (онтологии), логики (гносеологии) и этики, куда входило учение о морали государстве.

Идеи Эпикура не умерли вместе с  ним. Через несколько веков в  Древнем Риме его взгляды по-своему интерпретировал и активно проповедовал римский поэт, философ и просветитель Тит Лукреций Кар.

    1. Скептицизм.

Острое ощущение непознанности, переходящей  в непознаваемость мира, осознание  относительности даже самых устойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы, познавательная традиция - все это привело к формированию такого направления античной философии, как скептицизм. На воззрения главного его создателя и представителя Пиррона сильное влияние оказала философия Демокрита. Основной принцип жизни, по Пиррону безмятежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий.

Поскольку невозможно познать суть вещей, мы не можем говорить ни о  прекрасном, ни о безобразном, ни о  справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о  предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой  противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Этим достигается атараксия, в которой  и состоит единственно доступное  для философа счастье.

    1. Стоицизм.

 

Учение стоиков просуществовало  более шести веков.

Это свидетельствует о востребованности их взглядов на протяжении всей античности и о значимости этих взглядов. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима (3-й этап стоицизма), но основателем  стоицизма считается философ III в. до н.э. Зенон Китионский. Второй этап (конец II - середина I в. до н.э.) представляют древнегреческие философы Посидоний и Панеций. По воззрениям стоиков, человек вовсе не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек должен всегда быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Особое внимание стоики уделяли воле. Из нее исходят все стоические добродетели. Их необходимо соблюдать, поскольку все в мире предопределено, в нем господствует принцип всеобщей целесообразности: целесообразно как добро, так и зло. Покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод, как считали стоики, еcть высшее проявление свободы: если все предопределено, если ничего в этом мире изменить нельзя, то высшие свобода и достоинство человека могут заключаться только в стойкости и сопротивлении злу. Важнейшей чертой учения стоиков, особенно поздних, является признание всех человеческих существ равными по природе. Это объективно означало отрицание сословности и значения социального положения личности и суждение о ней только по личным достоинствам. Отсюда их мнение о том, что собственно философское начало коренится в самом человеке. Стоики не только проповедовали эти взгляды, но и пытались осуществить их на деле. Так, в период правления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и рабов. Учение стоиков послужило одной из существенных основ раннего христианства. Их идеи и сегодня не потеряли своей актуальности.

    1. Поздний эллинизм.

 

В начале темы мы говорили об относительности  классификации философии по школам и направлениям. Наглядным примером тому является поздний эллинизм. Строго говоря, именно к этому периоду следовало бы отнести учение стоиков, ибо наивысшего расцвета оно достигло в древнем Риме. Уместен здесь и пример эпикуреизма, который уже в период позднего эллинизма развивал Тит Лукреций Кap. По существу, и учение неоплатоников имеет корни в классической античности. Эта закономерность будет прослеживаться на протяжении всего последующего изложения. Стоит ли этому удивляться? Философия - это грандиозное Целое, которое развивается из своих основ.

Неоплатонизм - учение, систематизирующее  основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностный пафос неоплатонизма - в сохранении внутреннего покоя личности. Это было актуально в эпоху дряхления и распада Римской империи. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады - Единое - Ум - душа и доведение ее до космическою масштаба. Главным в философии неоплатоников становится учение о Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий, включая Ум и душу. Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему явленному и всему мыслимому. Фактически оно и есть все сущее, взятое в абсолютной единичности. Соответственно, оно не дробится и существует везде и во всем. При этом «все из него изливается». Вторая часть платоновской триады - душа - не есть тело, но осуществляется в нем и имеет в нем предел своего существования. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ, но все «индивидуальные» души объемлются Мировой душой. Душа не обретает свое бытие в некотором теле, она существует еще до того, как начинает принадлежать ему. Ум - третья составляющая триады - тоже не есть тело, но без ума не существовало бы никакое организованное тело. Материя также находится в самом уме: кроме чувственной материи существует еще и материя умопостигаемая. Действие Мировой души распространяется неоплатониками на весь Космос. Они разделяли орфико-пифагорейское учение о переселении и перевоплощении душ. Идеи неоплатонизма оказали известное влияние на раннее христианство.

 

  1. Общая характеристика этапов развития античной философии

 

Этапы развития античной философии:

1. Досократический период (7-5 вв. до н. э.): основными проблемами  являлись объяснение явлений  природы, сущности Космоса, окружающего  мира, поиски первоначала всего  сущего, а методом философствования  — декларирование собственных  взглядов, превращение их в догму;

Информация о работе Античная философия: этапы развития и принципы периодизации