Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:34, реферат
Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Периодизация античной философии 5
1.2. Досократики. 6
1.3. Ранний эллинизм (Киники). 7
1.4. Гедонизм (Эпикурейцы). 7
1.5. Скептицизм. 8
1.6. Стоицизм. 9
1.7. Поздний эллинизм. 9
2. Общая характеристика этапов развития античной философии 11
3. Особенности возникновения и специфика античной философии 14
4. Видные мыслители древности и особенности их учений 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 27
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Периодизация античной философии 5
1.2. Досократики. 6
1.3. Ранний эллинизм (Киники). 7
1.4. Гедонизм (Эпикурейцы). 7
1.5. Скептицизм. 8
1.6. Стоицизм. 9
1.7. Поздний эллинизм. 9
2. Общая характеристика этапов развития античной философии 11
3. Особенности возникновения и специфика античной философии 14
4. Видные мыслители древности и особенности их учений 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 27
Введение
Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум.
Почему именно VII-VI вв. до н.э. являются временем взрыва интеллектуальной энергии?
Ученые предполагают, что это обусловлено следующими причинами:
1) развитием производительных сил (переход от бронзы к железу);
2) появлением товарно-денежных отношений;
3) возникновением первых государств;
4) ростом научных знаний;
5) ростом оппозиции традиционной религии.
Философия с момента своего зарождения носит конкретно-исторический характер, потому что является духовной составляющей общества.
Изменения в общественной жизни меняли ее предмет, расставляли другие акценты. Этим обусловлен тот факт, что философия, как и любая форма общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, наука), имеет свою историю.
Принято различать следующие исторические типы философии:
Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивающихся в период с VII-VI вв. до н. э. (от формирования архаических полисов (греч. polis ‘город-государство’) на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается античный этап европейской философии – в 529 г., когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это «растлевает души учеников».
Внутри древнегреческой философии принято выделять три периода.
Первый – зарождение и становление – VII-V вв. до н. э. Для него характерно исследование природы, космоса, поиски первоначала, истоков сущего.
Второй – «классический» – V-VI вв. до н. э., соответствует расцвету древнегреческой рабовладельческой демократии. В этот период на первый план выступают вопросы строения материи, теории познания, сущности человека, общественной жизни.
Третий – Угасание и упадок философии – III в. до н. э.-VI в. н. э., он соответствует кризису полисного устройства общественной жизни, появлению имперских государственных образований сначала под эгидой Македонии, а затем – Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В это период от философии, выступавшей как всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывающие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характерно большое разнообразие школ и учений, с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др. Основное внимание в это период уделяется этическим и социально-политическим проблемам.
Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим.
Но в отличие от мифологии, досократики не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями введением deus ех machil1a, т.е. отсылкой к богам. Они ищут иные, доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма.
Одно из делений досократических школ может быть таким:
В этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора - число; у Левкиппа и Демокрита – атомы, у Гераклита - огонь и т.д.
Из этих школ резко выделяются софисты - своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.
Антисфен, Диоген и их последователи по словам Владимира Соловьева, проповедовали верховенство природы и разума, единую сущность всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа.
Отсюда - их осуждения правительства, частной собственности, института брака, рабства. Отсюда и презрение ко всяким условностям и приличиям - в манерах, одежде, пище. Их конструктивная программа формировалась «от противного»: мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны - поэтому не следует стремиться к ним. Моральная свобода заключается в освобождении от желаний. Поэтому идеал мудреца - опрощение и смирение.
Как известно на примере жизни Диогена, киники делом доказывали возможность реального воплощения в жизни своего кредо.
Эпикуреизм в обыденном мнении
нередко отождествляют с
Действительно, основным принципом эпикурейцев является удовольствие - прuнцип гедонuзмa. Счастье и блаженство - высшие цели и ценности жизни (принцип эвдемонизма). Но вопрос состоит в том, в чем заключаются счастье и блаженство и как они достигаются. Счастливой жизнью Эпикур и его последователи считали разумную, нравственную и справедливую жизнь, дающую безмятежность духа и здоровье тела. Средством достижения такой жизни Эпикур считал познание Вселенной, ее законов, а также познание человека и общества, в котором он живет. Мировоззрение подлинных эпикурейцев отличают созерцательность, благочестие и богопочитание. Ни боги, ни общество не могут дать человеку счастье. Оно - в нем самом, в его духовных наслаждениях и независимости от суетного преходящего.
В своей афинской философской школе «Сад Эпикура» ее создатель учил не только принципам своей знаменитой этики. У него была целостная система философии, состоящая из физики (онтологии), логики (гносеологии) и этики, куда входило учение о морали государстве.
Идеи Эпикура не умерли вместе с
ним. Через несколько веков в
Древнем Риме его взгляды по-своему
интерпретировал и активно
Острое ощущение непознанности, переходящей в непознаваемость мира, осознание относительности даже самых устойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы, познавательная традиция - все это привело к формированию такого направления античной философии, как скептицизм. На воззрения главного его создателя и представителя Пиррона сильное влияние оказала философия Демокрита. Основной принцип жизни, по Пиррону безмятежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий.
Поскольку невозможно познать суть
вещей, мы не можем говорить ни о
прекрасном, ни о безобразном, ни о
справедливом, ни о несправедливом.
Всякому нашему утверждению о
предмете или явлении может быть
с равным правом и равной силой
противопоставлено
Учение стоиков
Это свидетельствует о
В начале темы мы говорили об относительности классификации философии по школам и направлениям. Наглядным примером тому является поздний эллинизм. Строго говоря, именно к этому периоду следовало бы отнести учение стоиков, ибо наивысшего расцвета оно достигло в древнем Риме. Уместен здесь и пример эпикуреизма, который уже в период позднего эллинизма развивал Тит Лукреций Кap. По существу, и учение неоплатоников имеет корни в классической античности. Эта закономерность будет прослеживаться на протяжении всего последующего изложения. Стоит ли этому удивляться? Философия - это грандиозное Целое, которое развивается из своих основ.
Неоплатонизм - учение, систематизирующее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностный пафос неоплатонизма - в сохранении внутреннего покоя личности. Это было актуально в эпоху дряхления и распада Римской империи. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады - Единое - Ум - душа и доведение ее до космическою масштаба. Главным в философии неоплатоников становится учение о Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий, включая Ум и душу. Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему явленному и всему мыслимому. Фактически оно и есть все сущее, взятое в абсолютной единичности. Соответственно, оно не дробится и существует везде и во всем. При этом «все из него изливается». Вторая часть платоновской триады - душа - не есть тело, но осуществляется в нем и имеет в нем предел своего существования. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ, но все «индивидуальные» души объемлются Мировой душой. Душа не обретает свое бытие в некотором теле, она существует еще до того, как начинает принадлежать ему. Ум - третья составляющая триады - тоже не есть тело, но без ума не существовало бы никакое организованное тело. Материя также находится в самом уме: кроме чувственной материи существует еще и материя умопостигаемая. Действие Мировой души распространяется неоплатониками на весь Космос. Они разделяли орфико-пифагорейское учение о переселении и перевоплощении душ. Идеи неоплатонизма оказали известное влияние на раннее христианство.
Этапы развития античной философии:
1. Досократический период
(7-5 вв. до н. э.): основными проблемами
являлись объяснение явлений
природы, сущности Космоса,
Информация о работе Античная философия: этапы развития и принципы периодизации