Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:04, реферат
Философия (греч. phileo - люблю и sofia - мудрость) - наука о всеоб¬щих закономерностях, которым подчине¬ны как бытие (то есть природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания и определяется, в конечном счете, экономическими от¬ношениями общества.
1. Объект философского знания. Функции философии. 2
2. Античная философия. 3
3. Аристотель – величайший из древнегреческих философов. 5
4. Первая философия. Учение о причинах и началах
бытия и знания. 8
5. Список использованной литературы. 12
Содержание работы:
бытия и знания. 8
Философия (греч. phileo - люблю и sofia - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (то есть природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания и определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „основной вопрос" в ней прямо и не формулируется.
Термин „философия" впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.
Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных наук от философии и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в философии на первый план, так как то или иное его решение лежит в основе всей философии, в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация философии на два противоположных направления - на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю философии, составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. С момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания начала определяться и структура философского знания. Уже в период Древнего общества достаточно четко определились ее такие структурные элементы, как онтология — учение о бытии, гносеология — учение о познании, диалектика — учение о развитии, социальная философия — учение об обществе, логика, этика, эстетика, история философии. В процессе развития философии они обогащали свое содержание, сформировались такие структурные элементы философского знания, как учение о методах и формах
научного познания, философия культуры, философия науки, философия техники. В настоящее время философская теория — это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным явлением.
Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.
Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира. Философия как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она призвана отвечать.
Объектом философского знания является окружающий мир как сложная саморазвивающаяся, самоорганизующаяся система, высший уровень эволюции которой представлен человечеством на этапе становления информационно-технологического общества. Новое содержание философского мышления в настоящее время определяется также возрастанием объемов разумной деятельности человека, возникновением искусственного интеллекта, возможностью сознательного управления все большим количеством природных и социальных процессов. Предметом современной философии является обоснование сущности бытия и познания в их развитии, закономерности эволюции мира и человека в нем.
2. Античная философия
Основными проблемами античной философии были:
- Проблема бытия и небытия,
материи и ее форм. Выдвигались
идеи о принципиальной
- Проблема человека, его познания,
его отношения с другими
Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур);
- Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур);
- Проблема отношения человека
и Бога, божественной воли. Выдвигались
идеи конструктивного космоса
и бытия, строения материи
- Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи).
Характерные черты античной философии.
1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире.
2. Синкретичность античной
3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: постижение природы и постижение человека.
4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.
В соответствии
с пониманием космоса
В качестве
важного вида человеческой
космоса и человека, направленная
на достижение внутренней
С этим
связана такая характерная
Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.
3. Аристотель – величайший из древнегреческих философов.
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря.
Аристотель оставил огромное наследие — более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие. Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Простейшая определенность первоматерии - земля, огонь, вода и воздух. Вещи представляют собой комбинацию этих элементов и возникают под воздействием формы как активной причины. Поэтому реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог - «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений. Аристотель выделил несколько форм движения: возникновение, разрушение, изменение в качестве (превращение), изменение в количестве (уменьшение, увеличение), перемещение. Каждая вещь имеет свое «природное место», то есть пространство как границы «вместилища тела». Время также связано с движением, оно есть «исчисление движения на начале и потом», течет непрерывно, и поэтому мы его не замечаем. Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первой ступенью познания является чувственное, с его помощью человек познает единичное. Разум познает общее с помощью представлений. Познание у Аристотеля есть процесс перехода от простых форм к сложным, от низших к высшим: ощущения, представления, опыт, искусство, наука. Наука — высшая форма познания, так как это знание об общем. Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме. Человек есть общественное животное, жить в государстве для него естественно. Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей.
Общество свободных граждан состоит из трех слоев - богатых, среднего слоя и бедных. Необходимым условием стабильности и процветания государства является широкий средний слой, а экономической основой государства - частная собственность, которая способствует заинтересованности в добротном труде. Главными задачами государства философ считает предотвращение чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных людей и удержание рабов в повиновении.
Аристотель выделяет три правильные формы правления - монархию, аристократию и политику, и три неправильные - тиранию, олигархию и демократию.
Творчество Аристотеля явилось вершиной развития древнегреческой философии, так как он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».
Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о хронологической последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако несомненно, что более ранние произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся диалог «Евдем», или «О душе», содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами платоновского «Федона». Следуя Платону же, он «провозглашает душу формой (eidos), и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как местонахождение идей». Опять-таки в соответствии с Платоном пишет он, что «жизнь без тела представляется для души естественным состоянием, тогда как связь с телом - болезнью ».
Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - впоследствии распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится в «Протрептике» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию идей, Стагирит апеллирует к «созерцательной жизни», а высшим благом провозглашает «мышление». Причем слово это он употребляет в его платоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость.
Лишь в сочинении «О философии», некоторыми исследователями относимом ко второму периоду творчества мыслителя, обнаруживаются существенные отклонения от платонизма.
Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. «Если поэтому идеи означают какое-то иное число, чем математические, - пишет он, -то это вовсе недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять какое-то иное число?» Вместе с тем, Аристотель опровергает и воззрение пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут образоваться ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при этом переосмысление образа «пещеры». В своем «Государстве» Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в «подлинном» мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и что все это - произведение богов». Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.