Античная философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 22:49, реферат

Краткое описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации : формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Проблема возникновения философии ……………………………………….4 Самостоятельное происхождение философии ………………………...……5

Главные периоды……………………….………………………….................7

Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен …………………….9

Гераклит Эфесский ……………………………………………...…………..11

Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон ……………………………..12

Атомизм Левкиппа - Демокрита…………………………………………….14

Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик ………………………..16

Сократ и Платон……………………………………………………………..17

Киники и скептики ……………………………………..……………………. 19

Заключение …………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АнтичняФилософия.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 Философия Платона почти вся пронизана  этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются таки вопросы, как  природа высшего блага, его осуществление  в поведенческих актах людей, в жизни общества.              

   По мнению Платона, высшее благо  пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности  находится в сверхчувственном  мире. По Платону, чувственный  мир несовершенен – он полон  беспорядка . задача же человека  в том, чтобы возвысится над ним и всеми силами души стремится к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым: в том чтобы освободить душу от всего телесного , сосредоточить ее на внутреннем    мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Именно так душа может вернуться к исходному, обнаженному состоянию. В самой чувственности Платон высвечивает эрос, стремление к идеалу в высшей красоте и веной полноте бытия.   
 

 ___________

    История философии в кратком  изложении. – М//.: Мысль, 1997с.43

                                        Киники и скептики.

 

 Наиболее  видные представители школы киников  – ученик Сократа Антисфен (ок. 450- ок. 360 до н.э.) и Диоген (400-ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, считал утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть не правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко обсуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению.

 Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Очень символично предание о том, как Диоген днем с огнем  искал честного человека. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная  свобода заключается в освобождении от желания. Он утверждал, что боги поступили справедливо, так жестоко наказав легендарного Прометея: он принес человечеству искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия. Мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него.

 Для мудреца самое важное – смирение. Воззрения Диогена могли и  могут привлекать внимание людей, утомленными  невзгодами жизни, у которых разочарования  убило естественную активность духа. Бродячие и невозмутимые киники, проповедовали  верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей – в непоколебимой доблести духа.

 Еще одним философским течением раннего  эллинизма является скептицизм. Это  течение возникло на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего , противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением,  о принципе относительности всех явлений.

 Основателем скептицизма считают Перрона (360-270 до н.э.). на его воззрение сильное  влияние оказал Демокрит. Быть может участие Перрона в азиатском походе Александра Македонского и знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода этических воззрений прежде всего идей безмятежности. Перрон не писал сочинений , а излагал свои воззрения устно.

 Теперь  философов интересовал вопрос о  том как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следует  назвать такого человека, который  знает и может помочь понять, как  научиться жить: мудрец – это  своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни. По Перрону, философ – это тот, кто стремиться к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Принцип Перрона: « Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!» скептицизм Перрона – это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким.» Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости и безмятежности. Именно в этом состоит высшая степень доступного философу истинного счастья.

Стоицизм  как специфическое направление  философской мысли просуществовало с третьего века до н.э. до третьего века. Стоицизм - это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам относятся Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий – это в основном римляне. Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

 Согласно  Хрисиппу (ок. 280-208 до н.э.) существует мировая  душа. Это чистейший эфир самый  подвижный и легкий женственно-нежный , как бы тончайший вид материи.

 Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121-180) был убежден, что Бог дает каждому особого доброго гения в руководители. Для него вселенная - тесно связанное целое, это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.

 Характеризуя  различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и.т.п. Они стремились к полному самодавлению. Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не дают лежать слишком долго в постеле.

 Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и политического деятеля Сенеки – это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность , выносливость и стойкое  перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу, он его понимает и стойко прибывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен.

 Ранние  стоики в своих идеях бытия  следовали античной традиции. Они  исходили из того, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира этот огонь превращается во все прочие стихии по закону Логоса.

 Логос мира у стоиков отождествляется  с Судьбой. По их утверждению, судьба есть Логос Космоса: он упорядочивает  все в мире. Зенон говорил, что  Судьба – это власть, двигающая  материю. Он определял бога как пламенный  разум мира: бог наполняет собой весь мир, он верховная глава, управляющая всем сущим.

 По  природе, учили стоики, все человеческие существа равны. Марк Аврелий в своем  труде « Наедине с собой» хвалит политию , управляемую на основе равных прав и равной свободы слова, царское правление, которое уважает более свободу управляемых.

 У стоиков  мы находим многочисленные и тонко  развитые логические и грамматические изыскания: истоки грамматики – именно в школе стоиков. С их точки  зрения, собственно философское начало корениться в человеческом субъекте. Но это не был собственно субъективизм. Стоики использовали термин «лектон». Он обозначает тот предмет , который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. Лектон, когда мы используем его при обозначении или названии предмета, может быть и истинным, и ложным, т.е. оно выше как истины, так и лжи. Стоический лектон является только мыслительной конструкцией, связанной со словом, но не обладает причинно-метафизическим существование. Лектон – это чистый смысл.

 В заключение заметим следующее. Философы обычно обладают известной широтой ума и в основном способны не считаться  с несчастьями в своей личной жизни; но даже они не могут подняться выше наивысшего добра или зла времени. В плохие времена они придумывают утешения, а в хорошие – их интересы являются скорее чисто интеллектуальными. Этика стоиков соответствовала времени Марка Аврелия : она призывала скорее к терпению, чем к надежде.  
 
 

 

                                                Заключение.

 Если  рассматривать философию древнего мира в целом, следует оценить  огромное значение античной философии. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

 Мы  кратко рассмотрели историю античной философии. В заключении следует  сказать, что античная философия, в  которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

       

      

 

                               Список литературы.

 
 
 
  1. История философии в кратком  изложении. – М//.: Мысль, 1997с.43
 
  1. .Богомолов  В.С. Античная философия  1998 //М   
 
  1. В.Ф.Асмус  «Античная философия», Москва, «Высшая школа», //1999г.с54-55
 
  1. И.Т.Фролов Введение в философию,// Москва, Издательство политической  литературы//, 1999г

Информация о работе Античная философия права