Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 20:39, контрольная работа
Развитие античной философии – важнейший этап исторической динамики предмета философского познания. В рамках античной философии выделены онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.
Античный полис
Развитие античной философии – важнейший
этап исторической динамики предмета
философского познания. В рамках античной
философии выделены онтология и метафизика,
гносеология и логика, антропология и
психология, философия истории и эстетика,
моральная и политическая философии.
Античная философия (сперва греческая,
а затем римская) охватывают более чем
тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI
в н. э. Зародилась античная философия
в древнегреческих полисах (городах-государствах)
демократической ориентации и содержанием,
методами и целью отличалась от восточных
способов философствования, мифологического
объяснения мира, характерного ранней
античной культуре. Формирование философского
взгляда на мир подготавливалось древнегреческой
литературой, культурой (произведениями
Гомера, Гесиода, гномических поэтов),
где ставились вопросы о месте и роли человека
в универсуме, формировались навыки установления
мотивов (причин) действий, а художественные
образы структурировались соответственно
чувствам гармонии, пропорции и меры.
Ранняя греческая философия использует
фантастические образы и метафорический
язык мифологии. Но если для мифа образ
мира и реальный мир ничем не отличались,
то философия формулирует своей основной
целью стремление к истине, чистое и бескорыстное
желание приблизится к ней. Владение полной
истиной, по античной традиции, считалось
возможным только богами. Человек не мог
слиться с «софией», поскольку смертен,
конечен и ограничен в познании. Поэтому
человеку доступно только безудержное
стремление к истине, которое никогда
не завершалось полностью, активное, деятельное,
страстное желание истины, любовь к мудрости,
что выражает само понятие «философия».
Бытие ассоциировалось с многочисленностью
постоянно меняющихся стихий, а сознание
– с ограниченным числом понятий, которые
сдерживали хаотическое проявление стихий.
Поиск первоосновы мира в изменяемом
кругообороте явлений – основная познавательная
цель древнегреческой философии. Поэтому
античную философию можно понять как учение
о «первоначалах и причинах». По своему
методу такой исторический тип философии
стремится рационально объяснить бытие,
реальность как целостность. Для античной
философии значительными являются разумные
доказательства, логическая аргументация,
риторико-дедуктивная рациональность,
логос. Переход «от мифа к логосу» создал
известный вектор развития и духовной
культуры, и цивилизации Европы.
Основные этапы развития античной философии
В развитии античной философии выделяют
четыре основных этапа (подробное деление
философских школ вы можете увидеть в
таблице ниже).
Далее кратко рассмотрим каждый период.
Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский».
Философы, жившие до Сократа, так и называются
– досократики. К ним принадлежат мудрецы
из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская
школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы,
атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы
занимаются проблемой архэ (греч. arhe –
начало) – единой основы мироздания (старшие
физики) и проблемами интегрального единства
множественных миров (младшие физики).
Центральным предметом познания в древнегреческой
натурфилософии выступает космос, а основной
формой философского учения – космологические
модели. Центральный вопрос онтологии
– вопрос о сущности и устройстве мира
– высвечивается в ракурсе вопроса о его
происхождении.
Второй этап – приблизительно середина
5 – конец 4 веков до н. э. – классический.
Становление классической философии знаменует
собой радикальный поворот к логико-гносеологической,
социально-политической, нравственно-этической
и антропологической проблематике. Этот
поворот связан с софистической традицией
и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики
вырабатываются совершенные образцы системных
абстрактно-теоретических и философских
концепций, задающий канон западноевропейской
философской традиции (Платон и Аристотель).
Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно
называют эллинистическим. В отличие от
предыдущего, связанного с возникновением
значительных, глубоких по содержанию
и универсальных по тематике философских
систем, формируются разнообразные эклектические
конкурирующие философские школы: перипатетики,
академическая философия (Платоновская
академия, стоическая и эпикурейская школы,
скептицизм). Все школы объединяет одна
особенность: переход от комментирования
учения Платона и Аристотеля до формирования
проблем этики, морализаторской откровенности
в эпоху упадка эллинистической культуры.
Тогда популярным становится творчество
Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона
и др.
Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на.
э. – период, когда решающую роль в античности
стал играть Рим, под влияние которого
попадает и Греция. Римская философия
формируется под влиянием греческой, особенно
эллинистической. В римской философии
выделяются три направления: стоицизм
(Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм
(Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций
Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает
и развивается неоплатонизм, известным
представителем которого является философ
Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял
не только на раннюю христианскую философию,
но и на всю средневековую религиозную
философию.