Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:53, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение того, как Чезаре Ломброзо применяет антропологию в такой узкой области, как криминалистика. Другими словами, это простой пример того, как ученый применил философию на практике.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Определение значения антропологического подхода;
2. Освещение основных идей Чезаре Ломброзо.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 4
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЧЕЗАРЕ ЛОМБРОЗО 6
2.1. Биологическая концепция о прирожденном преступном типе 7
2.2. Гениальность и помешательство 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 14
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Северо-Западный Институт
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
«Антропологическая теория Чезаре Ломброзо»
Санкт-Петербург
2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос «Что есть человек?» является не только основным вопросом философской антропологии, но и философии как таковой. Отвечая на данный вопрос, строятся философские системы, делаются определенные методологические выводы в различных областях философского знания: онтологии, гносеологии, социальной философии. Антропология также тесно связана с рядом биологических, естественных и общественных наук. В своей работе я бы хотела обратить особое внимание на связь философии и антропологии с психологией.
Одним из первых ученых, кто связал антропологию с психологией и использовал эту связь на практике, был Чезаре Ломброзо. Он известен тем, что является родоначальником антропологической школы в криминологии и уголовном праве. Основные черты этого направления сводятся к следующему: центром изучения должна стать личность преступника, а в криминологию должен быть введен метод естествознания - опыт и наблюдение. Решающую роль в интеллектуальном формировании теории Чезаре Ломброзо сыграла философия позитивизма, утверждавшая приоритет научного знания, полученного экспериментальным путем.
Целью данного реферата является рассмотрение того, как Чезаре Ломброзо применяет антропологию в такой узкой области, как криминалистика. Другими словами, это простой пример того, как ученый применил философию на практике.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Антропология (от греч. anthropos - человек, logos - слово, идея, суждение) определяется в словарях как наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Как самостоятельная
наука антропология сформировалась
в середине 19 века. Ее основные разделы:
морфология человека, учение об антропогенезе
(процессе историко-эволюционного
Также получает развитие самостоятельное направление - философская антропология, которая в широком смысле определяется как учение о природе (сущности) человека.
Понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда выступали стержнем развития многообразных культур мира. Данная проблема просматривается в древнеегипетской и тибетской «Книгах мертвых», в индусской «Книге смерти», в трудах мыслителей античной Греции, средневековой Европы, Нового времени вплоть до трудов Канта [2, с. 72].
Некоторые ученые указывают, что приблизительный и вместе с тем довольно точный подход к пониманию природы человека дают такие существенные свойства человека, как разум, способность к производству орудий труда, создание социальной организации, творчество символов. Антропологический подход предполагает изучение и знание человека во всех отношениях во имя развития его индивидуальных способностей [2, с. 73].
Антропологический подход к анализу феномена человека открыл новые направления, представляющие собой совершенно неизученные области комплексной науки о человеке:
- область его духовного мира;
- повседневного жизненного существования;
- нравственных добродетелей, пороков, поведения и т.д.
Интерес к антропологической проблематике со стороны многих наук возрос. Этот интерес был, с одной стороны, естественным следствием логики развития современного научного мышления, требовавшего создания комплексной теории формирования человеческой личности на основе данных, накопленных всеми науками, изучавшими человека. С другой стороны, интерес этот, углублялся и тем, что прежние традиционные установки и подходы к образованию человека, его обучению и воспитанию оказались в свете новейших требований научно-технического прогресса несостоятельными.
В философской антропологии существует научная концепция -антропологизм, рассматривающая, человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В антропологизме понятие «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиции которой должно производиться исследование и природы, и общества, и мышления, происходить развитие всех наук.
По утверждению известного отечественного педагога, основоположника педагогической антропологии К.Д. Ушинского, в центре наук о человеке должен быть сам человек, всеобъемлющее и целостное знание о человеке [2, с. 75].
Именно этот принцип использовал в своей антропологической теории Чезаре Ломброзо – он поставил в центр своего изучения человека, личность, преступника, гения или сумасшедшего.
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЧЕЗАРЕ ЛОМБРОЗО
Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso), итальянский врач-психиатр и антрополог, родился 6 ноября 1835 года в Вероне.
Первые его труды по медицине появились, когда Ломброзо было 19 лет. Некоторые работы, в особенности о кретинизме, обратили на Ломброзо внимание профессора Рудольфа Вирхова. С 1855 года начинают появляться его журнальные статьи по психиатрии.
В 26 лет Ломброзо занимает должность директора дома для умалишенных в Пейзаро; в 1862 году он получает звание профессора психиатрии и психологии и кафедру психиатрии в Павианском университете. Ломброзо также преподавал в Падуанском, Туринском (1896) и других университетах [1, с. 51] .
В данной главе будет освещен один из трудов Чезаре Ломброзо – это его антропологическая теория – теория криминалистики, судебной психологии и психологии личности. В ней особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи психической болезней личности и свойств преступной личности. В результате исследований в области антропологии и криминалистики он признан основоположником антропологического уголовного права, хотя и с примесью реакционности. Но чем бы Ломброзо ни занимался, он везде оставил заметный след, пусть и с налетом некоторой эксцентричности.
Современный стереотип восприятия научного наследия Ломброзо обычно носит отрицательный характер. С таким положением дел вряд ли можно согласиться, если объективно оценить вклад этого ученого в науку. Абсолютное большинство критиков Ломброзо не провели и десятой доли того объема научных исследований, на которые опирался итальянский профессор. Его чрезвычайная одержимость идеей поиска путей защиты общества от преступности, неутомимая работоспособность, научная добросовестность снискали ему глубокое уважение многих современников. Уровень аргументов Ломброзо потребовал резкого повышения уровня научных исследований многих его современников, чтобы критика его взглядов могла носить предметный характер.
Чезаро Ломброзо создал биологическую концепцию о прирожденном преступном типе, дав, таким образом, мощный импульс проведению многочисленных глубоких исследований в криминальной сфере. Поставив в центр научных исследований человека, который совершает преступление, Ломброзо положил начало глубоким системным исследованиям личности преступника — открыл глобальное направление криминологического поиска. Идеи Ломброзо об отношении к преступнику как к больному человеку были проникнуты гуманизмом. И хотя Ломброзо не удалось реализовать этот гуманизм в системе воздействия на преступников, сама гуманная устремленность его теории имела немалое значение.
Исследования Ломброзо пользовались
большой популярностью у
2.1. Биологическая концепция о прирожденном преступном типе
Биологическая концепция о прирожденном преступном мире основывается на том факте, что в центр своих исследований Чезаре Ломброзо поставил преступника, изучению которого, по мнению ученого, его предшественники уделяли недостаточно внимания. "Изучайте личность этого преступника — изучайте не отвлеченно, не абстрактно, не в тиши вашего кабинета, не по книгам и теориям, а в самой жизни: в тюрьмах, больницах, в полицейских участках, в ночлежных домах, среди преступных обществ и шаек, в кругу бродяг и проституток, алкоголиков и душевнобольных, в обстановке их жизни, в условиях их материального существования. Тогда вы поймете, что преступление есть не случайное явление и не продукт "злой воли", а вполне естественный и наказанием не предотвратимый акт. Преступник — существо особенное, отличающееся от других людей. Это своеобразный антропологический тип, который побуждается к преступлению в силу множественных свойств и особенностей своей организации. Поэтому и преступление в человеческом обществе также естественно, как во всем органическом мире. Совершают преступления и растения, которые убивают и поедают насекомых. Животные обманывают, крадут, разбойничают и грабят, убивают и пожирают друг друга. Одни животные отличаются кровожадностью, другие — любостяжательностью" [5, c. 9]. В этом кратком фрагменте из книги сконцентрированы основные идеи ломброзианской теории. Основная идея Чезаре Ломброзо заключается в том, что преступник есть особый природный тип, скорее больной, чем виновный. Преступником не становятся, а рождаются. Это своеобразный двуногий хищник, которого подобно тигру не имеет смысла упрекать в кровожадности.
Преступного человека необходимо выявить по ряду признаков и изолировать. Ч.Ломброзо исследует череп, мозг, скелет, внутренние органы, тело, лицо преступников. Рассматривая биологию и психологию «прирожденного преступника», Ломброзо в определенной последовательности характеризует страсти, аффекты, моральные чувства, интеллект, жаргон, жесты, татуировку преступников. Далее он обращается к «нравственному помешательству» — рассматривает биологию и психологию «нравственно помешанного» [4, c.178]. Особое внимание уделяется преступникам-эпилептикам, преступникам по страсти, политическим преступникам.
В одном из разделов его книги «L’Uomo delinquente»(1876) (пер. с ит. «Преступный человек») исследуется «этиология преступности» —Ломброзо исследует здесь самые разнообразные факторы преступности: факторы метеорологические и климатические, геологические, орографические, расовые, социальные. В числе социальных факторов Ломброзо рассматривает влияние цивилизации, прессы, иммиграции, питания, образования, бедности, богатства, религии, воспитания и наследственности. Особое внимание Чезаре Ломброзо уделяет таким факторам как семейное положение, профессия и отвращение к труду [5, c.137]. Значительное внимание Ч. Ломброзо уделяет влиянию алкоголя на преступность. Он приводит частные примеры зависимости совершения преступлений и употребления алкоголя. К примеру, в Америке существует местность, где в течении многих лет не наблюдалось никаких преступлений. Ч. Ломброзо связывает это с запретом на продажу в этом городе крепких алкогольных напитков [5, c. 70].
Отдельно Ч. Ломброзо рассматривает женскую преступность, в связи с специфическими преступлениями женского пола, такими как убийство детей, самостоятельные выкидыши, проституция. [5, c. 129]
Исследователь не ограничивается выявлением общих черт преступного человека. Он создает типологию — каждому виду преступника сопоставляет лишь для него характерные черты. Ломброзианская типология преступников [5, c.155]:
Информация о работе Антропологическая теория Чезаре Ломброзо