Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:38, реферат
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.
Антропологический материализм Л. Фейербаха
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
2.1. Материализм Фейербаха
существенно отличается от материализма
XVIII века, поскольку, в отличие от последнего,
не сводит всякую реальность к механическому
движению и рассматривает природу не как
механизм, а скорее как организм. Он характеризуется
как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие
материи, как у большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое
единство, единство души и тела. Исходя
из такого понимания человека, Фейербах
отвергает его идеалистическую трактовку,
при которой человек рассматривается,прежде
всего как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как
раз и составляет сущность человеческого
”Я”. Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело
- две стороны той реальности, которая
называется организмом. Человеческая
природа, таким образом, толкуется Фейербахом
преимущественно биологически, и отдельный
индивид для него - не исторически-духовное
образование, как у Гегеля, а звено в развитии
человеческого рода.
Началом нового, материалистического
периода в творчестве Фейербаха следует
считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно
порывает с гегелевской философией и становится
материалистом. Критикуя идеалистическую
трактовку познания и будучи недоволен
абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует
к чувственному созерцанию. Полагая, что
ощущение составляет единственный источник
нашего познания. Только то, что дано нам
через органы чувств: зрение, слух, осязание,
обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной
реальностью. С помощью органов чувств
мы познаем как физические объекты, так
и психические состояния других людей.
Фейербах не признавал никакой сверхчувственной
реальности и отвергал возможность чисто
отвлеченного познания с помощью разума,
считая последнее изобретением идеалистической
спекуляцией.
Знаменитая книга Фейербаха «Сущность
христианства», написанная в 1841году, была
уже настоящим триумфом материалистической
философии. Цель этой книги философ определил
как «сведение религии к антропологии».
Религия как проблема проходит красной
нитью через творчество Фейербаха. Он
пишет, что его первой мыслью был бог, второй
– разум, а третьей и последней – человек.
Фейербаха интересует не идея человечества,
а реальный человек, который, прежде всего
– природа, тело, чувственность и потребности.
То есть идеализм надлежит отвергнуть,
так как упразднил конкретного человека.
Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека,
а человек создает бога. Фейербах в этой
работе провозгласил материализм и атеизм,
признал, что природа существует независимо
от сознания, что она есть основа, на которой
вырос человек, что вне природы и человека
нет ничего, и что созданное религией божественной
существо есть лишь фантастическое отражение
человеческой сущности. Такова основная
идея этого произведения. Имя Фейербаха
стало для того периода символом борьбы
с темнотой, суеверием и деспотизмом. После
«Сущности христианства» Фейербах выпускает
в свет целый ряд произведений: «Основные
положения философии будущего» (1843г.),
«Сущность религии» (1845г.) и другие. В этих
произведениях он дает стройное изложение
и обоснование своих материалистических
взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие
после революции 1848-49 годов, уже не оказывали
такого влияния и глубокого воздействия
на читателей, как его первые материалистические
сочинения. И его работа «Теогония» не
оставила почти никакого значимого следа
в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах
пишет свое главное этическое произведение
– «Эвдемонизм», в котором утверждает,
что стремление к счастью является двигательной
силой поведения людей, основой моральных
отношений. «Эвдемонизм» не был, однако,
опубликован при жизни Фейербаха и увидел
свет лишь в 1874 году.
2.2. Антропологический
принцип Фейербаха в теории познания выражается
в том, что он по-новому интерпретирует
само понятие ”объект”. По Фейербаху,
понятие объекта первоначально формируется
в опыте человеческого общения, и поэтому
первый объект для всякого человека - это
другой человек, ”Ты”. Именно любовь к
другому человеку есть путь к признанию
его объективного существования, а тем
самым к признанию существования вообще
внешних вещей. Из внутренней связи людей,
основанной на чувстве любви, возникает
альтруистическая мораль, которая, по
убеждению Фейербаха, должна встать на
место иллюзорной связи с богом. Любовь
к богу, согласно немецкому философу, есть
лишь отчужденная, ложная форма подлинной
любви - любви к другим людям.
3.Атеизм Фейербаха
Материализм
Фейербаха, как и всякий
Фейербах видел центральную тенденцию,
в борьбе разума с верой, науки с религией,
философии с теологией. Этой борьбой, показывает
Фейербах, пронизана вся философия нового
времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и
Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы.
Фейербах отмечал стремление каждого
из этих мыслителей освободить человеческий
ум от религиозного влияния и их несомненный
вклад в это дело. Но никто из них, по его
мнению, не освободился полностью от дуализма
веры и разума. «Философы новейшего времени
признавали веру, но так, как законная
жена признается в качестве уполномоченного
лица мужа, когда он уже внутренне с ней
разошелся». Фейербах требовал последовательности
и бескомпромиссности в этом вопросе.
Срывая с божества его таинственность,
Фейербах вначале еще полагал, что человеческое
мышление, как таковое, обладает самостоятельным
бытием. Под влиянием гегелевского принципа
тождества субъекта и объекта, мышления
и бытия он на место сверхчувственного
бога поставил сверхчувственный разум,
мышление.
Следует подчеркнуть, что для Фейербаха
атеизм не сводился к простому отрицанию
бога. Эту точку зрения он считал характерной
для XVII и XVIII вв. Таким образом, Фейербаха
не удовлетворял негативный атеизм его
предшественников. Атеизм Фейербаха требует
положительного утверждения человека
в противоположность его религиозному,
фиктивному утверждению. Утверждение
человека должно быть не только реальным,
но и всесторонним, охватывающим все сферы
его бытия. Фейербах понимал, что немногого
стоит забота «о ясности и здоровом состоянии
головы и сердца», если «желудок не в порядке»
и «основа человеческого существования
повреждена. По Фейербаху, для того чтобы
вылечить «болезни головы и сердца», к
которым он относил и религиозную идеологию,
необходимо решение проблемы «желудка».
Тем самым Фейербах ограничивал свой атеизм
узкими рамками просветительства. Так
как к материализму философ пришел через
критику религии, а в свою очередь, эта
критика становилась более глубокой и
убедительной по мере формирования его
материалистических взглядов. Каковы
же идейные и теоретические источники
атеизма и материализма Фейербаха?
Историко-философские взгляды Фейербаха
возникли и сформировались в определенных
исторических условиях на основе определенного
историко- философского багажа. Важнейшим
идейным источником материализма и атеизма
Фейербаха были ростки атеистической
и материалистической мысли предшествующих
эпох. В новых исторических условиях Фейербах
развил и продолжил материализм и атеизм.
Фейербах глубоко и обстоятельно изучил
идейное наследие своих предшественников
ссылался на них, считая их атеизм поверхностным
и неглубоким.
4.Выводы.
Изучение историко-
Информация о работе Антропологический материализм Л. Фейербаха