Антропоцентрический характер философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное; брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

Построение новой философии, прежде всего, должно быть связано с  освобождением от пут школьной философии, схоластики, религиозной веры. А  это связано с тем, что вес  постулаты и истины, которые ранее  были возведены в культ безусловных  положений, должны быть подвергнуты  сомнению. Поэтому в основе его философии лежит сомнение, скептицизм.

Обоснованию скептицизма  посвящена специальная глава  его «Опытов». В ней Монтень  раскрывает познавательную роль сомнения, призывает не брать ничего на веру, больше доверять опыту и разуму, чем заветам и постулатам. Самоуверенной  учености Монтень противопоставляет  сомнение, убеждение в изначальной  недостоверности, недоказанности тех  или иных положений. Это исходное «незнание». Такое исходное «незнание» значительно продуктивнее пустого, взятого на веру «знания». Его «незнание», таким образом, не отказ от знания, а его предпосылка: только признав  свое незнание в каком-то вопросе, мы можем, освободившись от пут и  догм, двинуться по пути познания. В  основе его теории познания скептицизм. Но скептицизм Мишеля Монтеня не только не ведет к религиозному смирению, к отказу от знания, он не ведет также  и к агностицизму. Отвергая притязания на полное знание, он не отказывается от познания мира. Его убеждение состоит  лишь в том, что всякое знание относительно. И эта относительность, прежде всего, обусловлена бесконечностью объекта  познания. Относительность и ограниченность наших познаний Монтень подтверждает также и фактами из истории  науки, из общей картины эволюции мира. «Кто знает, - писал он в «Опытах», - не появится ли через тысячу лет  какая-нибудь третья точка зрения, которая  опровергает обе предыдущие».

В критике теологии Монтень  выступает против того, чтобы приписывать  Богу какие-либо человеческие черты. В  этом отношении не имеют никакого смысла попытки рассматривать божественные атрибуты. И дело не в том, что  Бог в принципе непознаваем в  силу его бесконечности и недоступности  для человека. Главное в том, что  Бог не имеет и не может иметь  никакого отношения к делам человеческим, к их поступкам, порокам, страстям и  желаниям. Богу нет дела до нас, как  нет дела до нас и природе. В  конце концов, Монтень приходит к  таким выводам, что Бог - это то же самое, что и природа. Религия же, по Монтеню, есть просто «обычай». Он резко выступает против всякой мистики и веры в чудеса. Будучи обычаем страны, народа, став общественной традицией, религия обладает авторитетом для тех, кто ее придерживается.

Этическое учение Монтеня - это учение о разумной, добродетельной жизни. Нравственное учение необходимо строить на природных основаниях. Ни религия, ни обычаи разных стран  не могут служить примерами выработки  хорошего поведения. Перечисление в  «Опытах» обычаев разных стран убеждает, что все они имеют отношение  к тем или иным ушедшим поколениям, которые вряд ли могут служить  образцом для живущих. В этике Монтеня нет места постулату о бессмертии души - главнейшему признаку религиозной нравственности. Природа, по словам Монтеня, не обещает нам бессмертия души. Она учит видеть в неизбежности смерти всего живого одно из звеньев управляющего Мирозданием порядка.

Джордано Бруно.

Джордано Бруно (1548-1600) разработал пантеистическую натурфилософию. Он был продолжателем традиций средневекового свободомыслия. На его взгляды оказали  огромное влияние открытия Николая  Коперника. Но надо помнить, что Бруно  не был астрономом, его заслуга  в раскрытии философского значения коперниканства. Вторым его важным мировоззренческим источником было творчество Николая Кузанского. Но если Кузанец выдвинул идей о соотношении Бога и природы, приблизившись к пантеизму, к полному растворению Бога в природе, к отождествлению их, так и не провозгласив это в качестве окончательно вывода, оставаясь религиозным деятелем, кардиналом, то Бруно просто порвал с теологией.

Пантеизм Бруно - самая  радикальная и бескомпромиссная натурфилософская система. За свои радикальные  взгляды он был подвергнут суду инквизиции и приговорен к смерти. Известны его слова во время прошения приговора: «Вы, может быть, с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!» 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме.

В центре его философской  системы - учение о Едином. Единое - главная категория его философской системы. Единое у Бруно совпадает с материальной Вселенной. Единое одновременно есть и причина бытия, и само бытие вещей. Бруно писал, что Вселенная едина, бесконечна, она сама причина самой себя. Вселенная не сотворена: она существует вечно и не может исчезнуть. Она - не материя, ибо не имеет формы и не может ее иметь; она бесконечна и беспредельна. В Едином существуют различия так же, как и в многообразии вещей имеется сходство и единства. В Едином совпадают единство и множественность, минимум и. максимум, конечное и бесконечное, прерывное и непрерывное.

Бруно отверг аристотелево понимание косной и инертной материи и оплодотворяющей ее формы. Материя в самой себе содержит все формы, она является источником действительности. Она обладает не только реальным бытием, но и является вечным началом всего;: в ней возникают новые формы после распадения и гибели старых.

В своем учении о материи  Бруно обращается к античной атомистике. Он вслед за Демокритом утверждал, что имеется предел деления материи; существует нечто более неделимое, первооснова всего. Это атомы - основа всякого бытия. Их движение и сталкивание не является случайным; все подчинено законам природы. А эти законы разумны.

От такого тезиса Бруно  приходит к идее панпсихизма (всеобщего  одушевления) и к понятию «мировой души». Внутренняя способность материи  к образованию новых форм именуется, Бруно Душою мира. Главная способность  мировой души - всеобщий ум, который  и является основной действующей  причиной. Бруно утверждал, что мир  одушевлен, и все природные тела в равной мере обладают сознанием.

В материальной Вселенной  Бруно нет места пустоте, но есть пространство, как необходимое условие  движения материи. Оно изначально, Это  не значит, что оно предшествует материи во времени или в качестве причины. Оно является изначальным  условием существования материи. Также  Бруно выступает против существования  времени вне и независимо от материи. Время он рассматривает как длительность материальных процессов. А отсюда уже недалеко до выводов о том, что время и пространство - суть формы существования материи.

В своей космологии Бруно  целиком опирается на открытия Николая  Коперника. Здесь, кроме гелиоцентрической  системы, содержится еще и вывод  о материальном единстве Земли и  неба, что послужило в дальнейшем важнейшей предпосылкой исследования движения небесных тел. Следующим важным положением, выдвинутым Бруно, был тезис  о бесконечности Вселенной. Он утверждал, что вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все сущее, все бытие. Она вечна, никем не сотворена и не может исчезнуть.

Бруно был сыном своего времени и поэтому бесконечность  Вселенной он все-таки связал с Богом. Именно проявлением божественной мудрости является бесконечная Вселенная. Здесь  он отождествляет Вселенную и  Бога. Это и является выражением его пантеизма. Бог полностью  совпадает с миром, отождествляется  с ним, обитает во всех частях мира, в каждой отдельной вещи. Основной вывод пантеизма следующий: Природа  и есть Бог!


Информация о работе Антропоцентрический характер философии