Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:27, контрольная работа
Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное; брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ.
Построение новой философии, прежде всего, должно быть связано с освобождением от пут школьной философии, схоластики, религиозной веры. А это связано с тем, что вес постулаты и истины, которые ранее были возведены в культ безусловных положений, должны быть подвергнуты сомнению. Поэтому в основе его философии лежит сомнение, скептицизм.
Обоснованию скептицизма
посвящена специальная глава
его «Опытов». В ней Монтень
раскрывает познавательную роль сомнения,
призывает не брать ничего на веру,
больше доверять опыту и разуму,
чем заветам и постулатам. Самоуверенной
учености Монтень противопоставляет
сомнение, убеждение в изначальной
недостоверности, недоказанности тех
или иных положений. Это исходное
«незнание». Такое исходное «незнание»
значительно продуктивнее пустого,
взятого на веру «знания». Его «незнание»,
таким образом, не отказ от знания,
а его предпосылка: только признав
свое незнание в каком-то вопросе, мы
можем, освободившись от пут и
догм, двинуться по пути познания. В
основе его теории познания скептицизм.
Но скептицизм Мишеля Монтеня не только
не ведет к религиозному смирению,
к отказу от знания, он не ведет также
и к агностицизму. Отвергая притязания
на полное знание, он не отказывается от
познания мира. Его убеждение состоит
лишь в том, что всякое знание относительно.
И эта относительность, прежде всего,
обусловлена бесконечностью объекта
познания. Относительность и
В критике теологии Монтень
выступает против того, чтобы приписывать
Богу какие-либо человеческие черты. В
этом отношении не имеют никакого
смысла попытки рассматривать
Этическое учение Монтеня -
это учение о разумной, добродетельной
жизни. Нравственное учение необходимо
строить на природных основаниях.
Ни религия, ни обычаи разных стран
не могут служить примерами
Джордано Бруно.
Джордано Бруно (1548-1600) разработал
пантеистическую
Пантеизм Бруно - самая радикальная и бескомпромиссная натурфилософская система. За свои радикальные взгляды он был подвергнут суду инквизиции и приговорен к смерти. Известны его слова во время прошения приговора: «Вы, может быть, с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!» 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме.
В центре его философской системы - учение о Едином. Единое - главная категория его философской системы. Единое у Бруно совпадает с материальной Вселенной. Единое одновременно есть и причина бытия, и само бытие вещей. Бруно писал, что Вселенная едина, бесконечна, она сама причина самой себя. Вселенная не сотворена: она существует вечно и не может исчезнуть. Она - не материя, ибо не имеет формы и не может ее иметь; она бесконечна и беспредельна. В Едином существуют различия так же, как и в многообразии вещей имеется сходство и единства. В Едином совпадают единство и множественность, минимум и. максимум, конечное и бесконечное, прерывное и непрерывное.
Бруно отверг аристотелево понимание косной и инертной материи и оплодотворяющей ее формы. Материя в самой себе содержит все формы, она является источником действительности. Она обладает не только реальным бытием, но и является вечным началом всего;: в ней возникают новые формы после распадения и гибели старых.
В своем учении о материи Бруно обращается к античной атомистике. Он вслед за Демокритом утверждал, что имеется предел деления материи; существует нечто более неделимое, первооснова всего. Это атомы - основа всякого бытия. Их движение и сталкивание не является случайным; все подчинено законам природы. А эти законы разумны.
От такого тезиса Бруно приходит к идее панпсихизма (всеобщего одушевления) и к понятию «мировой души». Внутренняя способность материи к образованию новых форм именуется, Бруно Душою мира. Главная способность мировой души - всеобщий ум, который и является основной действующей причиной. Бруно утверждал, что мир одушевлен, и все природные тела в равной мере обладают сознанием.
В материальной Вселенной Бруно нет места пустоте, но есть пространство, как необходимое условие движения материи. Оно изначально, Это не значит, что оно предшествует материи во времени или в качестве причины. Оно является изначальным условием существования материи. Также Бруно выступает против существования времени вне и независимо от материи. Время он рассматривает как длительность материальных процессов. А отсюда уже недалеко до выводов о том, что время и пространство - суть формы существования материи.
В своей космологии Бруно целиком опирается на открытия Николая Коперника. Здесь, кроме гелиоцентрической системы, содержится еще и вывод о материальном единстве Земли и неба, что послужило в дальнейшем важнейшей предпосылкой исследования движения небесных тел. Следующим важным положением, выдвинутым Бруно, был тезис о бесконечности Вселенной. Он утверждал, что вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все сущее, все бытие. Она вечна, никем не сотворена и не может исчезнуть.
Бруно был сыном своего
времени и поэтому