Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 04:57, контрольная работа
В странах арабского Востока эпохи средних веков также как и в европейских странах сложилась развитая для своего времени философия. Арабский (мусульманский) мир был известен также и своими большими достижениями в области естествознания (алгебра, астрономия, медицина). Что же касается философии, то в своем развитии она соприкасалась как с греческой, так и с западно-европейской философскими традициями, ведь арабы сумели распространить свое влияние и на ряд европейских стран. Для арабской философии авторитетами были прежде всего Платон и Аристотель, а свою основную задачу она видела в защите важнейшей ценности исламской религии – учения Корана о Боге – Аллахе.
РЯЗАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ)
ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
«ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ»
Факультет Коммуникаций и Автомобильного транспорта
Заочное отделение
Контрольное задание по философии на тему:
«Арабская (арабоязычная) философия средних веков»
Выполнил студент
II курса гр.___________
_____________________
_____________________
Чита, 2014
ПЛАН
В странах арабского Востока эпохи средних веков также как и в европейских странах сложилась развитая для своего времени философия. Арабский (мусульманский) мир был известен также и своими большими достижениями в области естествознания (алгебра, астрономия, медицина). Что же касается философии, то в своем развитии она соприкасалась как с греческой, так и с западно-европейской философскими традициями, ведь арабы сумели распространить свое влияние и на ряд европейских стран. Для арабской философии авторитетами были прежде всего Платон и Аристотель, а свою основную задачу она видела в защите важнейшей ценности исламской религии – учения Корана о Боге – Аллахе.
В ХХІ веке мир становится более интернациональным, физические границы государств стираются, а выходцы из арабских стран играют все большую роль в мировой экономике, культуре, искусстве и т.д. Актуальность работы заключается в понимании мировоззренческих взглядов современных арабов, чего можно достичь только путем рассмотрения ранних факторов, повлиявших на формирование арабской философии в целом. С этой точки зрения и целесообразно рассматривать арабскую средневековую философию.
Цель данной работы – раскрыть сущность средневековой арабской философии, рассмотреть периоды ее истории, основные направления и вклад в ее развитие известного философа Ибн-Рушди.
Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.
Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа:
В первой половине VII в. в Аравии появилось и быстро распространялось новое религиозное учение – ислам. Новая религия была использована верхушкой кочевых и оседлых арабских племен для создания государства. Во главе государства стоял основатель этой религии Пророк Мохаммед (ок. 570-632 гг.), объединивший в одних руках, как духовную, так и светскую власть. Мохаммед считался посланником Бога на Земле; преданность ему была политическим требованием новой религии.
Новая религия – мусульманство – возникла в условиях столкновений кочевников-бедуинов с горожанами, пробуждения арабского национального самосознания в борьбе с персами и абиссинцами. Победа ислама явилась компромиссом между кочевым населением и городской беднотой, с одной стороны, и аристократией Мекки, с другой. Аристократии удалось стать во главе широкого народного движения и направить его в сторону внешней экспансии. Ее первыми объектами стали Иран и Византия.
Во второй половине VII в. под знаменем ислама развертываются грандиозные завоевательные войны. Образуется огромный Арабский халифат, охватывающий к концу первой трети VIII в. Аравию, Иран, Армению, Северо-Западную Индию, Сирию, Египет, Палестину, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.
В VIII-IX вв. на Востоке процветала мощная и своеобразная арабская культура. Экономика стран Ближнего Востока в ряде отношений была развита выше европейской уже до арабских завоеваний и прогрессировала после них. В огромном многонациональном Арабском халифате ремесло, торговля, мореходство, техника земледелия были значительно более развиты, чем в странах тогдашней Европы. Средневековая арабская наука значительно превосходила западноевропейскую.
Вначале IX в. при халифе Аль-Мамуне Багдад становится крупным научным центром, со школами и библиотеками, книжными лавками, научными обществами. Многие халифы покровительствовали росту и распространению научных знаний. «Величайшее украшение человека – знание»; «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика» – вот некоторые изречения халифов. В Багдаде образовалась группа переводчиков и переписчиков, издавшая на арабском языке произведения Платона, Аристотеля, врачей Гиппократа и Галена, работы по математике и астрономии Евклида, Архимеда и Птолемея.
В Х в. создается второй центр арабской культуры – на Пиренейском полуострове, в частности в Кордове. Происходит разветвление арабской культуры на две ветви – восточную и западную. В XII в. начинает преобладать западная. Развитие культуры на Востоке было приостановлено монгольским нашествием.
Предпосылкой для формирования арабской философии был так называемый «калам» – обсуждение догматов Корана. Один из арабских авторов определяет калам как учение, в котором рассуждают о сущности Бога, его атрибутах и об условиях возможных вещей по закону ислама, чтобы отвергнуть метафизику философов. Здесь речь идет о враждебности по отношению к языческой мудрости, античной философии. Приверженцев калама называли мутакалимами.
Социальная борьба в формировавшемся арабском классовом обществе, а затем и аналогичная борьба внутри халифата, осложнявшаяся борьбой национальной, привела уже во второй половине VII в. к появлению шиизма, который в дальнейшем стал вторым после суннизма (оформившегося к Х в.) по своей влиятельности и распространенности направлением в исламе. Признавая Коран, шиизм отвергал «священное предание», кодифицированное в сунне. Особенность шиизма по сравнению с суннизмом состоит в несколько меньшей жесткости догматов. Считая Коран божественным откровением, сообщенным Аллахом Мухаммеду, шииты подвергали его иносказательному толкованию, которое открывало различные возможности перед человеческой субъективностью хотя бы в чисто богословской форме.
Нельзя не отметить связь между Библией и Кораном, а также различия между этими двумя священными писаниями великих религий человечества. Коран по своему содержанию и структуре отличается от Библии. В Коране нет последовательного повествования, его суры часто повторяют одно и то же, описания отрывочны и не всегда понятны. Али, зять Мохаммеда, Пророка, писал, что в Коране нет ни одного стиха, не имеющего четырех значений: экзотерического (доступного каждому), эзотерического (понятного лишь посвященным), мистического и раскрывающего божественный промысел. Отсюда следует, что нужно стремиться искать истины, стремиться понять истинный смысл Писания, разгадать загадку сотворения нашего чувственного мира Аллахом, понять его предписания людям.
В Коране есть места, перекликающиеся с Библией. В Коране неоднократно выдвигается требование веры в Аллаха.
В исламе не было организованной, централизованной церкви, иерархизированного духовенства, церковных соборов. Довольно быстро среди духовенства наметились различные толкования Корана. Часть мутакалимов допускала более свободное толкование религиозных догматов, известный скептицизм в отношении некоторых догм. Ортодоксы называли их мутазилитами («отделившимися» от традиционной веры).
Арабская философия со стадии ее формирования находилась в соответствии с запросами переживающего период политического и культурного подъема общества, преимущественно интересовалась логикой, естествознанием, математикой, медициной. В этом видно существенное отличие арабской философии от современной европейской. Последняя, в отличие от арабской, была тесно связана с религией, а не с естественными науками.
В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:
Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).
Основными направлениями арабской философии периода зарождения были:
Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.
Мутакаллимы отвергли слепое следование мусульманским авторитетам и настаивали на толковании догматов ислама, основанном на разуме, логике и исторических фактах. Тем самым мутакаллимы выступали против захиритов, «людей явленности», отрицавших законность проведения рациональных процедур для определения новых норм закона.
Основной догматический тезис мутакаллимов выражался как «Следуй одному только разуму». Мутакаллимы использовали своеобразный метод рассуждений, основанный на символическом и аллегорическом толковании Корана и Сунны и исключающий ссылки на любые авторитеты, кроме разума.
Мутакаллимы в своих рассуждениях отталкивались исключительно от основных положений исламской догматики, однако Коран и Сунна служили для них источником вопросов, а не ответов на них. В отличие от большинства исламских богословов, мутакаллимы использовали проповедь в народной среде, подвергая решительной критике традиционный догматический ислам. В своих проповедях мутакаллимы использовали приемы логического вывода из аргументов оппонентов абсурдных или противоположных заключений.
Философия мутакаллимов строго противопоставила вечное – возникающему, поскольку вечное обладает «пребыванием», которое противоположно возникновению. Для мутакаллимов вечным является только бог, тогда как мир и его части являются возникшими. Как возникшее, мироздание не обладает пребыванием и потому не может быть нескончаемым, а значит, имеет конец во времени.
Мутакаллимы развили концепцию атомарности пространства и времени, что явилось революционным для своего времени. Признавая атомарность пространства, мутакаллимы создали собственную неэвклидову геометрию.
Мутазилиты («обособившиеся») также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:
Мутазилиты отрицали множественность атрибутов Бога, утверждая Его абсолютное единство. Мутазилиты говорили, что Бог не имеет ни тела, ни духа, ни формы, ни плоти, ни крови, ни субстанции. Он лишен цвета, вкуса, запаха, тепла, холода, влажности, сухости, высоты, широты или глубины. Он неделим, не определяем местом или временем. Он всегда был и есть первый до всех вещей. Он – единственное вечное Бытие. Здесь намечается тенденция апофатического богословия. Мутазилиты выступали против антропоморфического представления об Аллахе.
Мутазилиты говорили, что единственная функция Бога, творца - наделение материи, уже обладающей всеми необходимыми атрибутами, еще одним атрибутом – существованием.
Мутазилиты считали, что все наблюдаемые в материальном мире явления носят причинно-обусловленный характер и имеют свое основание в природе вещей. Отсюда следовало убеждение в познаваемости этих явлений человеческим разумом и скептическое отношение к познанию истины через откровение. К тому же мутазилиты своеобразно относились к Корану, отвергая идею вечности Корана, трактуя его не как откровение Аллаха, а как обычное литературное произведение.
В отличие от принятой мутакалимами идеи рока, судьбы в жизни человека, мутазилиты утверждали неограниченность свободы воли человека.
Против мутазилитов выступал халиф Аль-Ашари. Аль-Ашари и его последователи (ашариты) стремились возвратиться и укрепить ортодоксальную веру. Возражая мутазилитам, они утверждали, что Аллах не только создал мир, но и постоянно воздействует на все явления. Поэтому явления основаны на воле Бога, в том числе от Его воли зависит и жизнь человека. Никакой неограниченной свободы воли нет. После длительной борьбы учение ашаритов стало господствующей концепцией в исламе.
Представители суфизма (суфисты, от суф – шерсть, власяница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову «софист») считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.
Яркой фигурой в арабской философии был Ибн-Рушд (1126-1198 гг.). Он подвел итог всей предшествующей арабской философии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. В Европе он был известен под именем Аверроэс. Возникновение этого имени объясняется следующим образом: когда по инициативе Раймунда, архиепископа Толедского, в средневековой Европе стали переводить на латынь произведения арабо-мусульманской философии, имена философов зачастую искажались. Имя Ибн-Рушд преобразовалось в Абен-Рошд, затем – Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд и наконец – в Аверроэс.
Ибн-Рушд жил в Андалузии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача. Незадолго до смерти подвергся гонениям как еретик. Ибн-Рушд был автором многочисленных сочинений по философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Он прокомментировал все известные произведения Аристотеля. Современники говорили, что Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля. Но он не был просто комментатором, Ибн-Рушд – оригинальный ученый и философ.
Информация о работе Арабская (арабоязычная) философия средних веков