Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:15, контрольная работа
Цель работы – охарактеризовать истоки возникновения и основные особенности арабской философии эпохи Средневековья.
Задачи - раскрытие основных принципов арабской философии под призмой ислама.
Рассмотрение важнейших мыслителей арабского мира в период средних веков, изучение их идей, жизненных позиций и пропагандируемых философских принципов.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Становление арабской средневековой философии………………………….3
2. Учения, концепции и теории арабских мыслителей эпохи Средневековья.8
2.1. Взгляды представителей арабской философии на Востоке…………...8
2.2 Взгляды представителей арабской философии на Западе…………….15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Следующим представителем арабской философии был Ибн-Туфайль (1110 – 1185 г.г.) – врач, математик, философ и поэт. Современники дали ему прозвище «учитель нечестия». До нас дошел философский роман Ибн-Туфайля «О Хайе, сыне Яззана». В этой психологической робинзонаде рисуется саморазвитие «естественного человека», изолированного на необитаемом острове. Ребенка, попавшего на необитаемый остров, вскормила лань. Он видел небо, море, различные предметы, долгие годы жил в одиночестве. Первые знания его ограничиваются чувственными вещами, постепенно он доходит до познания общего начала вещей, которое их объединяет. Этим началом, которое хранит этот мир и придает ему движение, является Бог.
Для того чтобы правильно оценить смысл многих произведений средневековой философии, нужно учитывать специфику эпохи. Следует сквозь формальные заверения в лояльности «божественному закону» попытаться проникнуть в сокровенные мысли философа, не согласующиеся с ортодоксальной точкой зрения.
Яркой фигурой в арабской философии был Ибн-Рушд (1126 – 1198 г.г.). Он подвел итог всей предшествующей арабской философии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. В Европе он был известен под именем Аверроэс. Возникновение этого имени объясняется следующим образом: когда по инициативе Раймунда, архиепископа Толедского, в средневековой Европе стали переводить на латынь произведения арабо-мусульманской философии, имена философов зачастую искажались. Имя Ибн-Рушд преобразовалось в Абен-Рошд, затем – Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд и наконец – в Аверроэс.
Ибн-Рушд жил в Андалузии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача. Незадолго до смерти подвергся гонениям как еретик. Ибн-Рушд был автором многочисленных сочинений по философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Он прокомментировал все известные произведения Аристотеля. Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля». Но он не был просто комментатором, Ибн-Рушд – оригинальный ученый и философ.
В книге «Опровержение опровержения», направленной против Аль-Газали, говорится: «Цель настоящего рассуждения – рассмотреть с точки зрения религии, является ли изучение философии и логических наук чем-то разрешенным религией, чем-то предосудительным или чем-то предписанным ею либо как нечто похвальное, либо как нечто обязательное». Положительный ответ аргументируется следующим образом. Во-первых, священное писание мусульман обязывает изучать окружающий мир, так как только посредством проникновения в сущность вещей как «творений Божьих» возможно постичь самого их Создателя» Во-вторых, самым совершенным способом изучения «творений божьих» является тот, что выводит неизвестное из известного с помощью доказательства. Но ведь именно этим занимаются философы. Таким образом, религия не только не запрещает философию, а, наоборот, призывает ею заниматься.
Ибн-Рушд утверждает, что
если религия истинна, то исследование,
опирающееся на доказательство (т. е.
философия), не ведет к противоречию
с тем, что утверждает религия. Но
если какое-то суждение религии противоречит
доказательному знанию (философии), то
возникает необходимость в
В конечном счете, Ибн-Рушд приходит к выводу о независимости философии от теологии. Именно философия постигает истину. Истина одна, и она разумна, именно поэтому при расхождении между философией и религией необходимо толковать религиозный текст в свете разума, т. е. философии.
В то же время Ибн-Рушд не выступает против самой религии. Он говорит, что философ должен держать свою точку зрения при себе. В области практических проблем, проблем морали и права философ должен следовать предписаниям религии, даже если он внутренне осуждает некоторые из них. Внешне же он никак не должен проявлять своего недовольства.
Ибн-Рушд считал необходимым изучать и использовать взгляды предшествующих мыслителей других народов, обращая особое внимание на их доказательность. «Если что-то в этих книгах соответствует истине – переймем это у них, порадуемся этому и поблагодарим их за это».
В онтологии Ибн-Рушд различает сущность и существование, утверждая, что сущность предшествует существованию. В единичных субстанциях сущность и существование находятся в единстве.
Сотворен ли мир или он существует вечно, сотворена ли материя или она несотворима? Ибн-Рушд склоняется к последней точке зрения, о чем, по его мнению, свидетельствуют слова Корана об Аллахе: «И он тот, который создал небеса и землю в шесть дней, и был его трон на воде». Это означает, по мнению Ибн-Рушда, что небеса и земля не возникли «из нечего», а было «некое бытие, предшествовавшее данному бытию».
Материя – объективное
вечное начало. Ибн-Рушд считает, что
формы не вносятся и не создаются,
а внутренне присущи
Ибн-Рушд убежден в объективности причинных связей, он говорит о мире как едином, целостном. Если бы какая-то часть явлений «была бы полностью независимой от других, то есть если бы одни из них не служили причиной других, тогда мир не мог бы быть единым связным целым». Ибн-Рушд выступает против тезиса богословов о том, что каждое явление своим существованием обязано исключительно творческой деятельности Бога.
Мыслитель отвергает возможность непосредственного общения с Богом, отвергает мистический путь познания. Только научное познание ведет к цели. И здесь необходим постоянный, неустанный умственный труд, глубокое познание доступно только глубоким умам. Вот почему философия есть благороднейшее занятие, какому только может посвятить себя человек.
Ибн-Рушд – последняя крупная фигура арабской философии. В XIII в. дальнейшая разработка философских проблем в мусульманском мире прекращается. Учения Ибн-Рушда (Аверроэса) и других арабских мыслителей распространялись, обсуждались и опровергались христианскими философами, а в самом мусульманском мире наступило господство религиозных фанатиков, сопротивлявшихся всякому проявлению самостоятельной мысли.
Заключение
Как и в Западной Европе, философия арабского Востока носила в целом религиозный характер. Основой в ней была тема Бога и его места в мире, соотношение философии и теологии. Однако философия в этих странах имела все же более прочную связь с наукой. В ней был сильнее выражен дух рационального мышления и здравого смысла.
Что касается значения средневековой
философии, то здесь важно избегать
крайних и тем более
Красной нитью через всю философию арабских мыслителей тянется их тесная связь с древнегреческой философией, а, особенно, с философскими взглядами Аристотеля. Эта связь позволила восточным философам не только формулировать какие-то новые идеи и принципы мировоззрения сугубо с точки зрения ислама, но также пропускать через себя учения классиков мировой философии, что способствовало обогащению философии в целом.
Список использованной литературы.
1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. – М.: Наука, 1966 – 279 с.
2. Горбачев В.Г. История философии. – Брянск: «Курсив», 2000 – 336 с.
3. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. – М.: Энигма, 1997 – 524 с.
4. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2005 – 732 с.
5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979 – 732 с.
6. Надольний І.Ф., Андрущенко В.П., Бойченко І.В. Філософія. – К.: Вікар, 1998 – 624 с.
7. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш. школа, 1979 – 448 с.
8. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш. школа, 1979 – 448 с.
9. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999 – 816 с.
10. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 576 с.