Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:30, реферат
Все люди от природы стремятся к знаниям. Док-во: влечение к чувственным восприятия. Опыт появляется благодаря памяти. А наука и искусство возникают через опыт. Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием. Причина этого в том, что опыт - знание единичное, а искусство - знание общего. Поэтому если кто-то обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то часто ошибается. Знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту. Имеющие опыт знают “что”, но не знают “почему”, а владеющие искусством знают “почему”. Ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью.
Государство
аристократия (справедливая власть
меньшинства, лучших граждан)
тимократия (несправедливая власть
меньшинства — военных вождей, уважаемых
граждан)
олигархия (несправедливая власть
меньшинства, богатых людей)
демократия (справедливая и, одновременно,
несправедливая власть большинства)
тирания (несправедливая власть
одного человека)
Аристотель "О душе"
Все люди от природы стремятся к знаниям. Док-во: влечение к чувственным восприятия. Опыт появляется благодаря памяти. А наука и искусство возникают через опыт. Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием. Причина этого в том, что опыт - знание единичное, а искусство - знание общего. Поэтому если кто-то обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то часто ошибается. Знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту. Имеющие опыт знают “что”, но не знают “почему”, а владеющие искусством знают “почему”. Ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью.
Т.н. “мудрость” занимается первопричинами и началами и является наукой об определенных началах и причинах.
Причины существующего не бесконечны - ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду. Цель тоже не может идти в бесконечность (что-то ради чего-то - при этом при достижении последнего мы постоянно ищем новый смысл). При этом действительность может меняться в двух направлениях: имеет конец (мальчик-мужчина) и переходит из одного состояния в другое ( воздух-вода). То, “ради чего” - это конечная цель (то ради чего существует другое ).
В начале работы Аристотель задает ряд вопросов: к какому роду относиться душа и что она такое; состоит ли она из частей; что сначала нужно исследовать душу или ее части и тогда нужно ли исследовать эти части или же виды деятельности. Полезно знать не только суть вещей для исследования причин свойств сущностей, но наоборот: знание этих свойств способствует познанию ее сути. Душе присуще мышление, но все состояния души связаны с телом, т.е. состояния души.
Одушевленное отличается от неодушевленное наличием жизни. Нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, роста и упадка = > и растения наделены жизнью. Очевидно они обладают такой силой благодаря которой они могут расти в противоположных пространственных направлениях. Благодаря этому началу жизнь присуща живым существам, но животное впервые появляется благодаря ощущению. Из чувств животным присуще только осязание. Душа есть начало указанных способностей и отличается от растительной жизни, способность к ощущению, движению и размышлению. Ум и способность к умозрению очевидно существуют отдельно от души, тогда как остальные части нет. Одни животные обладают всеми чувствами, другие только осязанием. Мы познаем благодаря знанию и благодаря душе. Знание есть способность к познанию. Ощущение бывает когда существо приводится в движение и что-то испытывает и это по- видимому есть некого рода превращение. То, что приводит мышление и разумение из возможности к действительности есть не обучение. Ощущение можно уподобить деятельности созерцания. Мыслить - это во власти самого мыслящего, когда бы оно захотело помыслить; ощущение же не в его власти, ибо необходимо чтобы было на лицо ощущаемое.
Способность к
ощущение в возможности такова, каково
уже ощущаемое в
Душа обладает 2-мя признаками: пространственным
движением и мышлением, способностью различения
и ощущения. Но ощущение и разумение не
есть одно и тоже. Во- первых первое свойствен
всем животным, а второе нет. Не тождественно
ощущение и мышлению, которое может быть
и правильным и нет. Эта не тождественность
возникает потому, что первое, если оно
воспринимается только органами чувств
всегда истинно. Воображение есть нечто
отличное от ощущения и от мышления: оно
не возникает без первого. Но без воображения
невозможно составление суждений. Составление
мнений зависит не от нас, ибо оно бывает
ложным или истинным. Есть также различия
и в составлении суждений: познание, мнение,
разумение и противоположное им. Воображение
и ощущение не =, поскольку второе есть
действительность, а также потому, что
ощущения всегда истинны. Их этого всего
следует, что мнение есть предмет восприятия.
Ум не соединен с телом иначе бы он оказался
обладающим определенным кач-вом и был
бы холодным, теплым и т.п. Душа есть местонахождение
форм, но вся ее часть, а только мыслящая
ее часть, и имеет формы не в действительности,
а в возможности. Ум есть то, что он мыслит,
а в действительности же его нет. Это подобно
tabula rasa. Душа животных отличается двумя
способностями: различения, которое осуществляется
размышлением и ощущением и способностью
приводить в пространственное движение.
Кроме них есть еще и способность к стремлению,
поскольку в разумной части души зарождается
воля, а не в основывающейся на разуме
- желание и страсть. Если же душа основана
на эти трех частях, то в каждой из них
будет стремление. В пространственное
движение приводят две способности - стремление
и ум. Движет предмет стремления и через
него движет размышление, т.к. предмет
стремления есть начало для него. Т.о. движущее
одно - стремление. => т.к. животное обладает
способностью стремления оно само приводит
себя в движение. Всему, что живет и обладает
душой необходимо иметь растительную
душу от рождения до смерти. Ощущение же
не является необходим для всех живых
существ - его нет у простотелых и у тех,
кто неспособен воспринимать форму без
материи. Если нет ощущения, то ни душа
н тело не будут существовать. Вкус есть
своего родя осязание поскольку оно возбуждается
пищей, которая, в свою очередь, есть осязаемое
тело. Оба эти чувства необходимы всякому
животному. Другие же чувства существуют
ради блага и встречаются не у всякого
животного, поскольку они нужны только
способным передвигаться.