Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:21, реферат
Но связь эта распространяется не на все психические функции. В душе человека есть часть, присущая определенной ступени человеческого развития, но, тем не менее, часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Часть эта – ум. На ум уже нельзя смотреть как на органическую функцию. В известный момент развития ум оказывается для человека чем-то непосредственно данным. Как таковой ум не прирожден к телу, но приходит извне. Именно поэтому ум, в отличие от тела, неразрушим, его существование не ограничено длительностью человеческой жизни. За исключением ума все остальные (низшие) части души подлежат разрушению так же, как и тело.
5. Решение уточненной задачи.
Наука определяет душу как особый внутренний мир человека, а не нечто существующее как бы над и вне его разума.
Душа каждого человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. Но, несмотря на всю уникальность души каждой личности, можно говорить обобщенно о человеческой душе вообще.
Душа не есть нечто пребывающее
в покое, скорее, наоборот, это –
нечто постоянно беспокойное, деятельное.
Можно даже сказать, что душа в
каждое мгновение есть нечто само
от себя отличающееся. Душа – это
не что-то готовое до своего проявления,
не какое-то, как говорил Гегель,
«за горой явлений укрывающееся
существо, но такое, которое обладает
подлинной действительностью
Но, в то же время, бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее осуществления. Без души не существовало бы организованного живого тела: когда организм лишается души, он оказывается не живым, а мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; следовательно, душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, сам неотъемлемый принцип нашей жизни. Когда душа как бы светится лучами сознания и самосознания, наше тело держится в нужной форме, однако достаточно даже несколько секунд потери сознания, и человек падает в обморок.
При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Душа, таким образом, физически организованного человека, то есть его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.
Душа приобретает форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента, характера, таланта и иных предрасположений. Души людей отличаются друг от друга бесконечным множеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека имеет неповторимые черты, чем и определяется уникальность личности.
К сфере души относятся чувства, эмоции, извне пришедшие законы морали, нравственность. Отдельными элементами являются интуиция (так называемое шестое чувство) и инсайт[1] (озарение извне).
Душа, различные ее свойства, сознание, есть функция человеческого мозга.
Отдельные ученые говорят, что душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биополя, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Однако прямых доказательств взаимосвязи свечения «ауры» и души они не приводят.
6. Выводы по работе.
Проблема души и тела на
всех этапах человеческого развития
очень бурно обсуждалась
В наше время эта проблема остается открытой. Возможно, что ученые и философы никогда не решат эту проблему в плане того, что не придут к единому мнению. Я считаю, что невозможно сделать однозначные выводы по этому вопросу.
Наверное, проблема души во все времена будет открытой, и каждый человек по этому поводу будет иметь свое собственной мнение.
И в заключение, я хочу привести цитату Э.Т.А. Гофмана о душе: «...человеческая душа – это самая дивная на свете сказка. Какой прекрасный мир заключен в нашей груди! Никакая вселенная его не ограничивает, сокровища его превосходят неизведанные богатства всего зримого мира! До чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота была бы наша жизнь, не надели мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в сиянии и блеске удивительное царство, ставшее нашим достоянием. Высоко одарены те, кто осознает в себе это богатство! Еще более одаренными и счастливыми должно почитать тех, кто не только умеет разглядеть в себе эту залежь драгоценных камней, но извлечь их наружу и огранить, чтобы они заиграли дивным огнем!».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ