Аристотель о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного реферата является рассмотрение взглядов Аристотеля на государство и право, выявление основных элементов государства.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
2.1. Аристотель о государстве
2.2. Аристотель о праве
3. Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)


 

 

пачч

 

аивчувк

 

01.01.2282

 

 


 

 

Содержание

 

 

 

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Аристотель о государстве

2.2. Аристотель о праве

3. Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из характерных  черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность. Своими трудами  Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное  место среди его произведений, посвящённых изучению государства  и общества, занимает трактат «Политика».

Не может быть сомнения в том, что даже чисто  теоретические построения античных мыслителей, вроде «Государства»  и «Законов» Платона или тех  проектов, которые рассматриваются  во второй книге «Политики», в большей  или меньшей степени связаны  с реальной жизнью греческих полисов, что и даёт право современным  исследователям использовать названные  сочинения как источники для  уяснения некоторых сторон бытия  этих полисов.

Выбранную мной тему исследовали разные учёные, однако следует остановиться только на некоторых  из них. Так, Блинников А. К. в своей  работе рассмотрел деятельность Аристотеля. В работе Доватура А. освящены виды государственного устройства по Аристотелю, проблемы права.

Целью данного реферата является рассмотрение взглядов Аристотеля на государство и право, выявление  основных элементов государства.

 

 

2. Основная  часть

 

2.1 Аристотель  о государстве

 

Аристотель в  своём творчестве предпринял попытку  всесторонней разработки науки о  политике. Политика как наука у  него тесно связана с этикой. Научное  понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство  по существу не различаются.

Государство предстаёт  в его сочинении как естественный и необходимый способ существования  людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья», – утверждает Аристотель.

Для Аристотеля государство  представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей  форме оно представляет собой  известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идёт уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

По Аристотелю, человек  — политическое существо, т.е. социальное, и он несёт в себе инстинктивное  стремление к «совместному сожительству». Человека отличает способность к  интеллектуальной и нравственной жизни, «человек по природе своей есть существо политическое». Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

 

 

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества1. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуёмна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой

Ставя всё на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Аристотель выделяет следующие элементы государства:

  • единая территория (которая должна быть небольшой по размеру);
  • коллектив граждан (гражданином является тот, кто участвует в законодательной и судебной власти);
  • единый культ;
  • армия;
  • общий запас;
  • единые представления о справедливости.

«Уяснив, из каких  элементов состоит государство, мы должны

прежде всего сказать об организации семьи . Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки зрения практической пользы».

Аристотель выделял  три вида общения в семье:

  • власть мужа над женой;
  • власть отца над детьми;
  • власть домовладыки над рабами.

Рабство одинаково  полезно и рабу и господину. При  этом «власть

господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива».

Аристотель достаточно гибкий мыслитель, чтобы не определять однозначно принадлежность к государству  именно тех, а не иных лиц. Он прекрасно  понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который  в своей утопии уничтожает частную  собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д.

Таким образом, Аристотель оправдывает частную собственность. «Частная собственность, – говорит  Аристотель, – коренится в природе  человека, в его собственной любви  к себе». Собственность должна быть общей только в относительном  смысле, а вообще частной: «К тому, что  составляет предмет владения очень  большого числа людей, прилагается  наименьшая забота». Люди заботятся  более всего о том, что принадлежит  лично им.

Рассмотрение различных  теорий государственных устройств  Аристотель начинает с анализа проекта  Платона. Он особо подчёркивает трудность  осуществления этого проекта  на практике, подвергая критике теоретическую  позицию Платона – его стремление ввести в государство полное единство, не считаясь с реально существующей множественностью. В «Законах» Платона Аристотель находит произвольные утверждения, а в некоторых случаях непродуманные положения, грозящие при проведении их в жизнь теми или иными затруднениями и нежелательными результатами.

Государственное устройство (politeia) – это распорядок в области  организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной  власти: верховная власть повсюду  связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и  есть государственное устройство. «Я имею в виду, например, то, что в  демократических государствах верховная  власть – в руках народа; в  олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным».

«Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал  классификацию форм правления» –  замечает Блинников А. К.

Форма государства  определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

Различаются правильные формы правления – в них  правители имеют в виду общую  пользу (заботятся о благе народа) и неправильные формы правления  – в них правители заботятся  лишь о своём личном благе.

Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, «мы  обыкновенно называем царской властью»; власть немногих, но более чем одного – аристократией; а когда ради общей пользы правит большинство, тогда  мы употребляем обозначение, общее  для всех видов государственного устройства, – полития. «И такое  разграничение оказывается логически  правильным».

Правильными формами  государства являются монархическое  правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия  и демократия.

Схема Аристотеля может  показаться искусственной, если не принимать  во внимание того, что все 6 терминов были в ходу у греков в 4 в. до Н. Э. Вряд ли существовали серьёзные разногласия  о том, что понимать под царской  властью, тиранией, аристократией, олигархией, демократией. Платон в «Законах»  говорит обо всех этих видах как  о чём-то общеизвестном, не требующем  пояснения.

«Аристотель стремится  сделать свою схему гибкой, способной  охватить всё многообразие действительности»1. Приводя в пример современные ему государства и оглядываясь на историю, он, во-первых, констатирует существование различных разновидностей внутри отдельных видов государственного устройства; во-вторых, отмечает, что политический строй некоторых государств объединяет в себе признаки различных государственных устройств и что существуют промежуточные формы между царской и тиранической властью – аристократия с уклоном в олигархию, полития, близкая к демократии и др.

Каждая форма  имеет, в свою очередь, несколько  видов, поскольку возможны различные  комбинации формообразующих элементов.

Наилучшей формой правления  Аристотель называет политию. В политии  правит большинство в интересах  обшей пользы. Все остальные формы  представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением  олигархии и демократии. Этот элемент  политии (объединение интересов  зажиточных и неимущих, богатства  и свободы) имеется в большей  части государства, т. е. вообще характерен для государства как политического  общения.

Аристотель выделяет такие признаки политии, как: умеренный  имущественный ценз на правящие должности; правит большинство; избрание путём  голосования; торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав; преобладание среднего класса. Полития  – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней  доминирует во всём: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. «Государство, состоящее из «средних»  людей, будет иметь наилучший  государственный строй» (принцип  эгалитаризма). Эгалитаризм – это  установление среднего размера дохода.

Полития как лучшая форма государства соединяет  в себе лучшие стороны олигархии  и демократии, но свободна от их недостатков  и крайностей.

Из неправильных форм правления тирания – наихудшая: «Тирания, как мы сказали, есть деспотическая  монархия в области политического  общения». Резко критикуя крайнюю  демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует  умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и  господстве закона.

Олигархия – тот  вид, когда верховную власть в  государственном управлении имеют  владеющие собственностью; наоборот, при демократии эта власть сосредоточена  не в руках тех, кто имеет большое  состояние, а в руках неимущих.

Одним из правильных видов государственного устройства является царская власть – монархия. Существует несколько видов монархий: пожизненная стратегия, которая  бывает либо наследственной, либо выборной; эсимнетия, т. е. выборная тирания; варварская монархия; и, наконец, царская власть героических времён, основанная на добровольном подчинении ей граждан, но обладавшая ограниченными полномочиями, а именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным культом. «Пятым видом царской власти будет  тот, когда один человек является неограниченным владыкой над всем, точно так же как управляет  общими делами то или иное племя  или государство. Такого рода царская  власть есть как бы власть домохозяйственная: подобно тому, как власть домохозяина  является своего рода царской властью  над домом, так точно эта всеобъемлющая  царская власть есть в сущности домоправительство  над одним или несколькими  государствами и племенами».

Монархическое начало предполагает для своего осуществления  такую народную массу, которая по своей природе призвана к тому, чтобы отдать управление государством представителю какого-либо рода, возвышающемуся над нею своей добродетелью.

Аристократическое начало предполагает также народную массу, которая способна, не поступаясь своим достоинством свободнорождённых  людей, отдать правление государством людям, призванным к тому благодаря  их добродетели.

Информация о работе Аристотель о государстве