Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:16, контрольная работа
Центральные вопросы экзистенциализма – существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире – необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и по сей день.
Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.
Введение 3
Основные вопросы экзистенциальной философии 3
Бытие в экзистенциализме 3
Человек, личность и свобода в экзистенциализме 4
Атеистический экзистенциализм как направление философии существования. Позиция Ж.П. Сартра и А. Камю относительно атеистического экзистенциализма 5
Атеистический экзистенциализм Жана-Поля Сартра 7
Личность Жана-Поля Сартра 7
Творчество Ж.П. Сартра 8
Сущность теории экзистенциализма Ж.П. Сартра 9
Атеистический экзистенциализм Альбера Камю 13
Особенности личности А. Камю 13
Экзистенциалистские воззрения А. Камю 14
Труды философа 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Принадлежность Сартра
к психологической науке
Жан-Поль Сартр (1905-1980) приобрел известность
после публикации романа "Тошнота"
(1938). До этого времени он изучал и преподавал
философию, публиковал первые свои философские
работы – и усиленно трудился над романом,
считая это занятие главным для себя.
Решающее значение для формирования философии
Сартра имела немецкая философия – феноменология
Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера.
В начале 30-х годов Сартр увлекся "интенциональностью"
Гуссерля, согласно которой "сознание
есть всегда сознание чего-то". Сознание
"направлено", а это значит, во-первых,
есть "объекты", они существуют, они
не есть сознание, а во-вторых, что сознание
– отрицание, утверждающее себя как отличие
от объекта.
Сартр был увлечен феноменологией потому, что увидел в феномене возможность преодоления традиционной коллизии материализма и идеализма, увидел возможность покончить, наконец, с субъективизмом, с так называемой "пищеварительной" философией, превращающей вещи в содержимое сознания. "Мы освобождаемся от Пруста",- заявлял Сартр, повторяя, что все "вовне", что все субъективные реакции являются способами открытия мира, что если мы любим, значит, предмет любви содержит в себе достойные любви качества. Однако качества "вовне" выявляют себя только в отличие от сознания; внешний мир соотносителен внутреннему. "Все дано", но сознание не есть "данность", сознание – это отрицание, свободный выбор, это сама свобода, а она сущности не имеет, она предшествует сущности. Сартр повторяет вслед за Хайдеггером: "существование предшествует сущности" и основополагающим понятием всех своих размышлений делает понятие свободы.
Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — премия была присуждена, когда Сартр открыто критиковал СССР. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.
Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе.
Экзистенциальная философия
Сартра обнаруживает себя как одно из современных
ответвлений феноменологии Гуссерля,
как приложение его метода к "живому
сознанию", к субъективно-деятельной
стороне того сознания, с каким конкретный
индивид, заброшенный в мир конкретных
ситуаций, предпринимает какое-либо действие,
вступает в отношения с другими людьми
и вещами, стремится к чему-либо, принимает
житейские решения, участвует в общественной
жизни и так далее. Все акты деятельности
рассматриваются Сартром как элементы
определенной феноменологичной структуры
и расцениваются фактически в зависимости
от задач личностного самоосуществления
индивида. Сартр рассматривает роль "субъективного"
(подлинно-личностного) в процессе человеческой
персонализации и исторического творчества.
По Сартру, акт специфически человеческой
деятельности есть акт обозначения, придания
смысла (тем моментам ситуации, в которых
проглядывает объективность – "другое",
"данное"). Предметы представляют
собой лишь знаки индивидуальных человеческих
значений, смысловых образований человеческой
субъективности. Вне этого они – просто
данность, сырая материя, пассивные и инертные
обстоятельства. Придавая им то или иное
индивидуально-человеческое значение,
смысл, человек формирует себя в качестве
так или иначе очерченной индивидуальности.
Внешние предметы – здесь просто повод
для "решений", "выбора", который
должен быть выбором самого себя.
Поскольку у Сартра человеческая деятельность
– в той мере, в какой она свободная и творческая,
- лишена корней в содержании объективности,
в том числе и в содержании форм опредмеченной
человеческой деятельности (то есть культуры),
то содержанием ее оказывается натуралистически
взятое содержание природы самого индивида,
его уникальные биологические зависимости,
события и травмы глубокого детства, довлеющие
над индивидом, как рок. В этой связи Сартр
развивает метод, называемый им экзистенциальным
психоанализом, который призван прояснить
облик индивидуальности путем выявления
тех обстоятельств детства и тех специфических
биологических зависимостей, в ответ на
которые она себя строит.
Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: "объективность" и "субъективность", "необходимость" и "свобода". Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть лишь "разжатием бытия", образованием в нем "трещины", "дыры", ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, находится не в ладу и с вещами природы – они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество "подонков", человек же испытывает "тошноту". В противовес "объективным" и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.
В мифологизирующем утопическом
мышлении Сартра все же на первый план
выступает неприятие
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории "проекта", согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, "собирает" себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он всегда "впереди, позади себя, никогда – сам". Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: "... существование предшествует сущности..." По сути это означает, что всеобщие, общественно-значимые (культурные) объективации, которые выступают как "сущности", "природа человека", "всеобщие идеалы", "ценности" и так далее, являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. "Экзистенция" и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния субъективно. В более поздней работе "Критика диалектического разума" Сартр формулирует этот принцип как принцип "несводимости бытия к знанию". Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства "проектирующего я". В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как "ничто". По утверждению Сартра, "... человек, без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека" и тем самым "человек осужден на свободу". Но тогда основой подлинности (аутентичности) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально не осмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: "История любой жизни есть история поражения". Появляется мотив абсурдности существования: "Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем". Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
Все эти темы своей
философии Сартр развивает в
виде определенной психологической диалектики жизни
индивида в обществе, схемы которой он
переводит также и на язык художественного
творчества (для экзистенциализма характерно
вообще слияние философии с формами искусства).
По своему содержанию эта философия очень
близка к религиозному переживанию, воспроизводит
его морально-психологическую схему и
своеобразную логику, но освобожденную
от теистического аппарата представлений
и ритуалов, от бога. Напряженность атмосферы,
царящих в романах и философских трактатах
Сартра (как и других экзистенциалистов),
часто выглядит как выражение эмоции потери
бога в отчужденном мире (нечто вроде религии
наоборот), а самое ее содержание легко
может быть расшифровано в терминах "греха",
"бренности существования", "страдания
и искупления", болезненно ощущаемой
"вины", "ответственности" и
так далее. Такое сочленение экзистенциализма
и религии связано с общими им элементами
социального утопизма. Особенно явственными
эти элементы стали у Сартра в послевоенные
годы. Теория, сформулированная в "Критике
диалектического разума", остается
экзистенциалистской. В этой работе Сартр
уже включает в "проект" материальную
обусловленность человеческой деятельности
и пытается, исходя отсюда, дать картину
общественно-исторического процесса как
целого. Проект обладает структурой практики.
Индивид практически "тотализирует"
выступающие в поле проекта материальные
обстоятельства и отношения с другими
людьми и сам творит историю – в той же
мере, в какой она – его. Строение общественно-исторического
процесса должно быть понято и выведено
из цельности индивидуального действия,
из его логики. Но зависит индивид в диалектике
своего проекта от бытия, материальную
обусловленность которого Сартр понимает
как схему отчуждения и продолжает в качестве
человеческого рассматривать лишь субъективность
индивида и его внутреннего отношения
с другими людьми. Объективные экономические
и социальные структуры выступают в целом
как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными
элементами проекта. Объективно-материальное
как таковое оказывается чуждым, "колдовским",
его элементом, приводящим к иррациональному
отклонению всех человеческих намерений
и целей. Таким образом, исторический процесс
рассматривается в плане экзистенциалистской
антитезы социальных отношений и отношений
непосредственно человеческих, а объективно-социальное
бытие введено в структуру индивидуального
проекта в виде мифологической силы. Сумма
отношений, складывающихся в этой области,
очерченной взаимодействием и борьбой
между "человеческим" и "античеловеческим"
внутри проекта, и является, по Сартру,
источником исторических судеб людей,
скрытым двигателем истории. Но это скорее
движение судьбы.
Миропонимание Сартра сформировалось
в мире, зашедшем в тупик, абсурдном, где
все традиционные ценности рухнули. Первый
акт философа должен был, следовательно,
быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться
из этого хаотического мира без порядка,
без цели. Отстраниться от мира, отвергнуть
его – это и есть в человеке специфически
человеческое: свобода. Сознание – это
именно то, что не увязает "в себе",
дыра в бытии, отсутствие, ничто. Это сознание
свободы человека есть в то же время сознание
одиночества человечества и его ответственности:
ничто в "Бытии" не обеспечивает и
не гарантирует ценности и возможности
успеха действия. Существование – это
именно переживаемый опыт субъективности
и трансцендентности, свободы и ответственности.
Воспроизводя формулу Достоевского "Если
бога нет, все позволено", Сартр добавляет:
"Это отправная точка экзистенциализма".
Этот способ восприятия мира, подкрепленный
у Сартра изучением Кьеркегора, Хейдеггера
и Гуссерля, нашел выражение, прежде всего,
в его психологических этюдах и романах.
Он изучает воображение, в котором открывается
существенный акт сознания: суть его в
том, чтобы отстраниться от данного мира
"в себе" и оказаться в присутствии
того, что отсутствует. "Акт воображения
– м агический акт: это колдовство, заставляющее
появиться вещь, которая желательна".
Атеистический экзистенциализм Альбера Камю
Альбер Камю – одна из ключевых фигур литературной жизни во Франции послевоенного времени, властитель дум целого поколения, прозаик, эссеист, драматург, журналист, участник подпольного Сопротивления, лауреат Нобелевской премии по литературе Его философско-эстетическое развитие, мировоззренческая траектория, отчасти напоминающая траекторию богоборческих героев Достоевского, отличаются тем, что Камю умел признавать и анализировать свои ошибки.
Камю родился в Алжире в очень бедной семье: отец был сельскохозяйственным рабочим, через год погиб на фронте, мать зарабатывала на существование уборкой. По этой причине для Альбера Камю "удел человеческий" всегда предполагал "условия человеческого существования", нечеловеческие условия нищеты, которые не забывались. Они не в малой степени стимулировали бунтарство Камю, хотя он и чуждался политики, отсюда его недоверие к элитарному, "чистому" искусству, предпочтение искусства, которое не забывает о тех, кто выносит на себе "груз истории".
От мощного стимула
первоначальных, алжирских впечатлений происходил "романтический
экзистенциализм" Альбера Камю. Он сообщал
о намерении написать о своем современнике,
"излечившемся от терзаний долгим созерцанием
природы". У раннего Камю господствует
языческое переживание красоты мира, радость
от соприкосновения с ним. Все острее ощущающий
экзистенциалистское отчуждение, Камю
не оставляет потребности в постоянном
"контакте", в "благосклонности",
в любви.
Камю много размышляет о смерти, в дневнике
признается в том, что боится ее, ищет возможности
к ней подготовиться. Камю не верит в бессмертие
души. Вместо этого он хочет доказать,
что тот, кто был счастлив в жизни, способен
к "счастливой смерти". Эта "счастливая
смерть" превращается у него в наваждение.
Еще один очень важный момент, определивший жизненную и творческую судьбу Камю, относится к сфере духовной культуры. Камю был страстным читателем. С точки зрения экзистенциальной проблематики он находился под сильным впечатлением от Плотина и Августина, Киркегора и Ницше, Хайдеггера и Шестова. Камю штудирует Достоевского, раздумывает над "Исповедью" Толстого. С особым вниманием читает своих современников и соотечественников: Мальро, Монтерлана, Сент-Экзюпери, Сартра.
В 1938 году Камю еще до встречи и дружбы с Сартром определил разницу между собой и автором "Тошноты". Рецензируя роман Сартра в алжирской печати, Камю писал: "И герой г-на Сартра, возможно, не выразил смысла своей тоски, поскольку он настаивает на том, что его отталкивает в человеке, вместо того чтобы основывать причины отчаяния на некоторых особенностях его величия".
Информация о работе Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра и А. Камю