Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:10, контрольная работа
Какие же атрибуты характерны для Бытия? В чем заключается их сходство? Каковы их особенности?
Данная тема всегда привлекала меня своей многогранностью, и поэтому я решила изучить ее как можно лучше, а также разобраться в многочисленных вопросах, интересующих меня. Целью контрольной работы является определение сущности бытия, его главных свойств (движение, развитие, пространство, время).
Задача заключается в изучении атрибутов Бытия, их особенностей и характерных признаков, а также в умении ориентироваться в понятиях по данной теме.
Введение
"Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.
Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.
У Бытия часто выделяют разного рода атрибуты – главные (существенные) свойства Бытия. Свойство объекта называется существенным, если с исчезновением этого свойства исчезает и сам объект. Свойства, с исчезновением которых объект только меняется, можно называть несущественными.
Какие же
атрибуты характерны для Бытия?
Данная тема всегда привлекала меня своей многогранностью, и поэтому я решила изучить ее как можно лучше, а также разобраться в многочисленных вопросах, интересующих меня.
Целью контрольной работы является определение сущности бытия, его главных свойств (движение, развитие, пространство, время).
Задача заключается в изучении атрибутов Бытия, их особенностей и характерных признаков, а также в умении ориентироваться в понятиях по данной теме.
ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК АТРИБУТЫ БЫТИЯ
Материальный мир – это бесконечное множество различающихся объектов, но он не может существовать вне определенного движения. Именно посредством движения любая материальная вещь способна стать бытием, если она формируется в определенную целостность, которая способна противостоять различным разрушительным воздействиям.
Важнейшим
положением философского
Движение
как абсолютный способ
С точки
зрения современных
Важной
также является проблема
Древнегреческие
«семь мудрецов» понимали
Своеобразный
итог данным спорам подвел
Аристотель. Он дает классификацию
видов изменения, среди
Метафизические концепции движения сводили движение к одной из его форм или сторон. Ньютон, например, писал, что абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного пространства в другое. Сведение движения только к механическому перемещению неизбежно вело к признанию внешнего источника движения, хотя бы в виде первотолчка, который мог осуществить бог, мировой разум, абсолютный дух и т.д. Метафизические представления о движении значительно упрощали понимание движения, редуцируя все его формы к простейшим, но были исторически оправданы, так как компенсировали глубину исследования познанием реальных связей и отношений.
В
диалектической концепции
В постоянном
изменении пребывает и
Итак, движение
вечно и неучтожимо, неотрывно
от материи и абсолютно. Покой
же относителен и имеет
В
науке выделяются два основных
типа движения предметов и
явлений объективной
Однако, отмеченный тип движения не охватывает всего многообразия происходящих в мире изменений. Зачастую они сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определенная направленность, называется развитием. При этом может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении – от более совершенных и развитых форм к менее совершенным, то в таком случае принято говорить о регрессе. Необходимо, однако, принять во внимание, что указанные характеристики прогресса и регресса не следует абсолютизировать.[1]
Примерами развития в неживой природе могут служить эволюционные процессы, происходящие в звездах; в живой природе – рост различных организмов; в социуме – рост науки, техники, промышленного производства, изменение социальных отношений и т.п. Понятие «развитие» применимо и к мышлению человека, когда речь идет, например, о развитии сознания в целом или какой-то отдельной мысли, идеи, теории. Развитие мысли означает ее «вызревание», т.е. усложнение, совершенствование, обретение большей ясности, законченности и т.п. Следует подчеркнуть, однако, что в отличие от объективного мира вещей и явлений, к движению и развитию субъективных конструкций (мышление, идеи, теории) пространственные характеристики не применимы. Но и те и другие протекают во времени[2].
Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего это - всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается «как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее». И наконец, направленность изменений означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность «между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей».
Нельзя
смешивать понятие “движение”
с понятием “развитие”. Если
движение есть всякое
Развитие является основным предметом изучения диалектики. Нацеленность на развитие является главным критерием диалектики. Развитие не развитие «вообще», «всего», «всей материи». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но из развития должны быть исключены моменты возникновения и распада системы, её ликвидации, прекращения существования, т.к. например, возникновение системы хотя и связано с развитием, однако не есть ещё собственно развитие, оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру.
Признаками развития принято считать следующие из них:
1. Неотрывность от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество изменений в структуре, т.е. развитие связано с качественным характером изменений.
2. Развитие характеризуется
не разовым качественным
3. Развитие есть особого
рода связь состояний.
Таким образом, развитие
- это направленные, необратимые
качественные изменения
Основные концепции развития, выдвигаемые современной наукой и философией:
-рационалистическая, логико-гносеологическая
модель диалектики. К этому типу
концепций относятся
-диалектико-
-градуалистская модель
развития, характерная для теории
Г. Спенсера. Суть её сводится
к следующему: сводимость высших
форм движения материи к
-концепция «творческой
эволюции» или «эмерджентизма»,
-натуралистская концепция,
получившая широкое развитие
в естественных науках и
Таким образом, принцип развития представляет собой выражение объективных процессов, происходящих в материальных и духовных системах, сопровождающихся изменениями в данных системах. Требования принципа составляют методологическую основу адекватной действительности практической и познавательной деятельности.
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА БЫТИЯ
Признание движения как формы существования материи логично предполагает, что материальные объекты, обладая размерами, определённым образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации. Другими словами, все вещи, тела, объекты имеют временные свойства и пространственные характеристики.