Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:20, реферат
Эпоха Возрождения застала Беларусь в составе Великого Княжества Литовского, которое все теснее переплеталось с польским государством. Поэтому для нашей земли история Возрождения – это история весьма сложного и противоречивого взаимодействия традиционных национальных культур и культуры Ренессанса. В одном месте сошлись и переплелись многочисленные народы, религии, языки, традиции, нравы.
Эпоха
Возрождения застала Беларусь в
составе Великого Княжества Литовского,
которое все теснее переплеталось
с польским государством. Поэтому
для нашей земли история
С одной стороны это вело к взаимному обогащению, но с другой стороны не могло обойтись без споров, конфликтов и даже разрушительных войн. Поток Возрождение был для Беларуси только одним из многочисленных потоков, в водовороте которых оказались наши предки. Видимо, такая наша извечная участь - выживать среди разнообразных вихрей, не давая унести себя, перенимая то, что нам по вкусу, и внося свой скромный вклад в мировую сокровищницу.
И нам есть, чем гордиться. Пока братья-россияне избавлялись от ордынского ига и его последствий, белорусы вместе с другими народами Европы участвовали в Возрождении.
Успешному становлению белорусского Возрождения способствовала близость Европы, активное взаимодействие Великого Княжества Литовского со всеми европейскими странами, а также рост городов (40 городов в XIV веке, 757 городов и местечек - в конце XVI века), развитие торговли и ремесла, которые привели к становлению раннебуржуазных отношений, как во всей Западной и Центральной Европе. Более того, уже к концу XIV века в Великом Княжестве Литовском действовала единая денежная система и вполне развитые рыночные отношения. В 1492 г. великий князь литовский Александр создал единый эмиссионный центр и рядом своих решений установил единообразные правила регулирования ремесленного производства и торговли. К концу XVI века более 40 городов получили самоуправление по магдебургскому праву.
Уникальность белорусского Возрождения состояла в том, что традиции развитые в рамках католической, а позже протестантской культуры, переносились на почву, где преобладала культура православная. Может быть, поэтому распространение культуры Возрождения сопровождалось распространением католической религии и церковной унии.
В XIV-XVI веках в Беларуси происходит стремительное развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы искусства. На характере изобразительного искусства эпохи Возрождения у нас сильно сказывались богатые традиции византийской и древнерусской культуры, в первую очередь Полоцкого княжества.
И если архитектуре Беларуси длительное время сохраняют древнерусские и готические черты (Троицкий костел в деревне Ишколдь Барановичского района), то в изобразительном искусстве уже в середине XVI в очевидно влияние итальянцев. И мы можем похвастаться своими маньеристами (Например “Портрет Екатерины Слуцкой“ неизвестного мастера).
Искусству Беларуси этого периода свойственен интерес к показу внутреннего мира личности, ее морального облика. В живописи наблюдается повышенный интерес к драматическим ситуациям.
Особенно активно развивается портретный жанр (так называемый сарматский портрет14). Человек в таких произведениях изображался по определенной схеме – в парадной одежде, в своем естественном окружении. В результате отражался не только внутренний мир, но и бытовые подробности, что свойственно культуре гуманизма. К числу наиболее выдающихся памятников этого жанра относится портрет Юрия Радивила (вторая половина XVI в.). Перед зрителем сквозь маску традиционных форм как будто проступает лицо эпохи, переполненное сильными страстями.
Кроме того, художники обращались к скульптуре, писали иконы. Фресковыми росписями были украшены княжеские дворцы, церкви и костелы. Большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими мастерами на территории других государств, в первую очередь Польши. Яркий пример - росписи в Люблинском замке, выполненные в XV веке белорусскими живописцами под руководством минского мастера Андрея.
Прекрасным соединением древнерусского зодчества, готики и влияния Ренессанса считается церковь Михаила Архангела в Сынковичах Гродненская область (XV-XVI век).
К сожалению, многие шедевры погибли во время многочисленных войн или были вывезены завоевателями, что делает наше наследие более духовным, чем материальным.
Для белорусских икон XIV-XVI веков отличительной чертой является использование декоративно-пластических средств (резьбы и лепки), раскраска фона, наличие различных накладных элементов, покрытие живописной поверхности защитным лаком из яичного белка или смолы. Указанные особенности выделяют одно из первых известных сейчас произведений этого периода – икону “Матерь Божья Умиление“ из Малориты (рубеж XIV-XV вв.). Неизвестный художник, как бы придерживаясь канона (“Умиление“), смог придать образам убедительную жизненность. Ласково с любовью прикасается дитя к щеке матери. Ее сердечный взгляд передает зрителю большую гамму чувств. Этот взгляд вобрал и безграничность материнской любви, и взволнованность, и грусть от предчувствия будущей трагической судьбы ребенка. Охристые тона с приглушенным красным цветом омофора подчеркивают это лиричное настроение.
В 1496-1501 гг. белорусский резчик по дереву Анания создал для пинского князя Федора Ярославича уникальную резную икону “Премудрость создала себе храм“.
20—60-е годы XVI века, благодаря наступившей веротерпимости, знаменовались тесными связями со всеми европейскими государствами и в первую очередь с Италией. Жигимонт I – великий князь литовский и король польский женился на Боне Форца из знаменитого рода Медичи. Такие связи способствовали заимствованию лучших достижений итальянского Возрождения.
Литовские статуты (1529—1588) принесли на нашу землю влияние древнего римского права и юридических идей эпохи Возрождения. А латинские школы – знание античных языков.
В 1579 г. в нашем государстве появилась первая Академия, как высшее учебное заведение и центр научных исследований.
Конец XVI века ознаменовался бурным развитием печатного дела на территории Беларуси. Известно более двадцати типографий, среди которых типографии созданные Николаем Радивилом, Сымоном Будным, Иваном Федоровым, Петром Мстиславцем, Василием Тяпинским.
Одним из величайших деятелей Высокого Возрождения стал наш земляк Франциск Скорина (ок. 1486—1551) — первопечатник, философ-гуманист, поэт и просветитель. Портрет нашего земляка украшает зал славы Падуанского университета.
Скорина родился в Полоцке. В двадцать лет он стал бакалавром философии в Краковском университете, в двадцать четыре года - доктором искусствоведения (свободных наук) и секретарем датского короля, в двадцать шесть - доктором медицины в Падуе (Венецианская республика).
Скорина подготовил и в 1517 г. издал первую книгу на родном языке. Позже он осуществил еще 24 различных издания. При этом Скорина написал 25 предисловий и 24 послесловия и снабдил свои книги высокохудожественными гравюрами. Одна из гравюр - портрет самого Скорины – это была дань традиционному для Ренессанса индивидуализму.
Скорина удачно сочетал родную славянскую культуру с традицией античности и культурой Ренессанса. Его возвышенный патриотизм не только не мешал, но наоборот способствовал восприятию передовых идей западной культуры. Это в последующем позволило Беларуси стать мостом между Западом и Россией.
Скорина отстаивал верховенство закона и морали, торжество добра и справедливости, боролся за духовную свободу, развитие науки, культуры, образования. Все это свидетельствует о его принципиальной приверженности идеям гуманизма.
К сожалению, попытки Скорины вернуться на Родину заканчивались неудачей. Бесконечные скитания ставили его в одни ряд с другими скитальцами Позднего Возрождения. Могила Скорины неизвестна.
Прославленная поэма Николая Гусовского (ок. 1470-1533) “Песня о зубре“ может считаться такой же энциклопедией жизни наших предков, какими были творения западных гуманистов – современников Гусовского.
Героический эпос произведений Н. Гусовского, Я. Вислицкого, А. Римши, Я. Радвана, Г. Пельгримовского, характерен для отечественной литературы Высокого и Позднего Возрождения, во многом близок героическому искусству великого Микеланджело. И очень приятно, что наши литераторы нашли своих героев не в греческих и библейских мифах, а в отечественной истории.
Среди известных деятелей Позднего
Возрождения своей
Последователем и другом С. Будного был Василий Тяпинский (настоящая фамилия Омельянович) (1540-1603). Следует отметить, что белорусские мыслители предвосхитили идеи просвещения своей страстной защитой национального (старобелорусского) языка и активной пропагандой народного образования.
Лев Сапега (1557-1633) – звезда первой величины белорусской политической истории. Уроженец Витебщины стал канцлером Великого Княжества Литовского и автором Статута 1588 года – предшественника европейских конституций.
Белорусы Петр Гоняда, Якуб из Калиновки и Ян Немовляев, жившие в конце XVI века, были первыми в современной истории анархистами максималистами. Они категорически отрицали любые формы власти.
В 1420 г. создан “Летописец великих князей литовских“ – выдающийся памятник белорусской исторической науки нового времени. В 1487 г. выпущен уникальный летописный свод “Радивилловская летопись“, украшенный 618 многоцветными иллюстрациями в стиле Раннего Возрождения. В первой половине XVI века появилась знаменитая “Хроника Быховца“, а в конце XVI - исторические исследования белорусских гуманистов М. Страйковского, А. Гванини, Ф. Евлошовского, Я. Цедровкого.
Известнейшими меценатами эпохи Возрождения по всей Европе прослыли высочайший гетман Константин Острожский (1460-1530), а также князь Николай Радивил Черный (1515-1565).
В истории белорусского Возрождения оставили свою лепту иностранные мастера. Ярким примером является Несвижский замок, построенный в 1583 году итальянским архитектором Яном Марием Бернардони.