Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:58, доклад
Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется вфилософии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении.
внешнеполагаемой необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум и
рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я»
– носитель принципа реальности. Наконец, «Оно» – бессознательно.[14]
До сих пор, говоря о
«Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все
бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же
высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен.
Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере,
есть облась бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс
вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа
вытеснения. Таким образом, значительная облась «Я» также оказывается
бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в
последний период. Она оказывается гораздо шире, глуюже и существеннее,
чем казалась вначале.
Высшую бессознательную
Я».[15] "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего
рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник
между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними,
неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их
требованиям "принципа реальности".
«Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого
выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других,
очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в
безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей.
Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не
может его преодолеть. Далее, к проявлениям «Идеал – Я» относится так
называемое «внезапное пробуждение совести», случаи проявления человеком
необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр.
Во всех этих явлениях сознательное «Я» принуждено подчиняться силе,
действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.
Пытаясь проникнуть в
исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует
по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия.
Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с
внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я",
стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло
социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует
свои условия "Я".
Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается
сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не
всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал -
Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины.
"Идеал - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим
заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему
положению и функциям в психике человека "Идеал - Я" призвано
осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы
солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к
"Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно",
что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в
психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде
"несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено
поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в
дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я".
Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность"
бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует
силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных
влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал
Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой
психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом
смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания
бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там
где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность
была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного
человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в
реальной жизни.
Фрейд определяет
в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством
соединения с соответсвующими словесными представлениями.
Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения
бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося
коррективы
в понимание природы
так называемых "первичных влечений".