Биография Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:41, творческая работа

Краткое описание

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Вложенные файлы: 1 файл

Аристотель.pptx

— 635.84 Кб (Скачать файл)

Презентация  
на тему: «Аристотель»

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ  и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает  философский лексикон и сам стиль  научного мышления.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему  философии, охватившей все сферы  человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его  взгляды на онтологию имели серьёзное  влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским  и развито схоластическим методом.

Биография

 

Детство и юность

 

Аристотель родился в  Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был  врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в  которой врачебное искусство  передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю  роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

 

В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного  философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда  Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось  в отдельную работу «О возникновении  животных».

 

Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое  образование и был носителем  этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время  он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.

Философское учение Аристотеля

 

Физика — наука о  движении, которое возможно благодаря  онтологическому различию между  силой и энергией.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

 Бытие

Бытие — живая  субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

    1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля и огонь и эфир (небесная субстанция).
    2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
    3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
    4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Категории философии

 

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия  философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений  действительности и познания. Категории  образовались как результат обобщения  исторического развития познания.

 

Аристотель разработал иерархическую  систему категорий, в которой  основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками.

 

Стремясь к упрощению  категориальной системы, Аристотель затем  признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

 

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и  времени:

субстанциональная — рассматривает  пространство и время как самостоятельные  сущности, первоначала мира.

реляционная — рассматривает  существования материальных объектов.

 

Категории пространства и  времени выступают как «метод»  и число движения, то есть как  последовательность реальных и мысленных  событий и состояний, а значит органически связаны с принципом  развития.

 

Конкретное воплощение Красоты  как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.

 

мир различных видов животных.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи  как возможности к образованию  единичных форм бытия и далее):

неорганические образования (неорганический мир).

мир растений и живых существ.

человек.

История философии

 

Аристотель утверждал, что  философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки  чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов  явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками  возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

 

Философия — это система  научных знаний.

 

Философские знания разделены  Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

 

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого  двигателя. Далее, исходя из понятия  причинности, он приходит к понятию  о первой причине. А это т. н. космологическое  доказательство бытия бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный  ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина  всех причин.

 

Абсолютное начало всякого  движения — божество как общемировая  сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением  принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом  высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Теория познания и логика

 

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум  же усматривает общее в единичном.

 

Однако с помощью одних  только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что  все вещи имеют изменчивый и переходящий  характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие  сущность вещи.

 

Детально и глубоко  разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет  своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и  умозаключения.

В учении о познании и  его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область  первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное  знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности  по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

 

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о  вещах, но оговариваясь добавлял, что  сами по себе ощущения обуславливают  лишь первую и самую низшую ступень  познания, а на высшую ступень человек  поднимается благодаря обобщению  в мышлении общественной практики.

 

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:

 

1) знание о каждом  отдельном свойстве должно быть  приобретено из опыта;

 

2) убеждение в  том, что это свойство —  существенное, должно быть доказано  умозаключением особой логической  формы — категорическим силлогизмом.

 

Исследование категорического  силлогизма, осуществленное Аристотелем  в «Аналитике», стало наряду с  учением о доказательстве центральной  частью его логического учения.

 

Основной принцип  силлогизма выражает связь между  родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем  как отражение связи между  следствием, причиной и носителем  причины.

 

Он сформулировал  логические законы:

закон тождества  — понятие должно употребляться  в одном и том же значении в  ходе рассуждений;

закон противоречия — «не противоречь сам себе»;

закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

Человек

 

Для Аристотеля человек —  это прежде всего общественное или  политическое существо («политическое  животное»), одарённое речью и  способное к осознанию таких  понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными  качествами.

 

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе  существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также  выдвинул положение, что человек  рождается политическим существом  и несёт в себе инстинктивное  стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина  объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей  в обществе.

 

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже  с момента своего рождения человек  не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь  человека вне общества невозможна.

Политик и политика

 

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное  изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную  науку о политике.

 

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в  условиях политической системы, так  как «человек по природе своей  существо политическое». Чтобы правильно  устроить общественную жизнь людям  необходима политика.

 

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом  организовать совместную жизнь людей  в государстве.

 

Политика представляет собой  искусство и умение государственного управления.

 

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы  придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики —  справедливое (общее) благо. Достичь  этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей  политики является не воспитание нравственно  совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель  гражданина состоит в умении исполнять  свой гражданский долг и в способности  повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной  цели, государственного устройства.

 

Государство — продукт  естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

Формы государственного правления

 

В зависимости от целей, которые  ставят перед собой правители  государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные  устройства:

 

Правильный строй —  строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

 

Неправильный строй —  строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая  власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при  котором власть находится в руках  людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства  Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией  следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную  власть в своих руках.


Информация о работе Биография Аристотеля