Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:50, доклад
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологиии политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсе
Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
На его взгляды оказали
влияние П.Гассенди, Р.Бойль, И.Ньютон,
а также оппоненты –
Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают вуме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
Локк писал: “Мы можем
знать достоверно, что бог есть.
Хотя Бог не дал нам врожденных
идей о себе, хотя Он не запечатлел в
нашем уме никаких
Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Голова новорожденного – чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Критикуя Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - основной тезис Локка.
Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. В результате наблюдения за тем, как разум манипулирует идеями внешнего опыта, в душе возникает опыт внутренний, который может функционировать независимо от него. Внутренний опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.
Он выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначение человека — познание и прославление Бога и благодаря этому — блаженство в этом и в ином мире
Гносеология. Развивал учение о первичных (присущим вещам самим по себе) и вторичных качествах (появляющихся в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей).
Учение о бытии. Признает существование двух универсальных субстанций – материи, трактуемой механистически, и Бога, который может сообщить ей движение и способность к ощущению. Различал три основных вида познания: сенситивное (познание единичных вещей с помощью органов чувств); демонстративное (исследование положений математики, бытия Бога, нравственных человеческих норм); интуитивное (самоочевидные истины нашего собственного существования).
Горячо защищал веротерпимость, с которой связывал понимание человеческой свободы. Его этика носит утилитарный характер: добро все то, что уменьшает страдание и увеличивает удовольствие.
В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства естественных прав человека-свободы, равенства и охраны собственности. Он, как и Гоббс, считал, что в целях обеспечения сохранения гражданам их естественных прав, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом общественного договора. Необходимы законы государства, гарантирующие свободу слова и веротерпимость, защиту жизни человека и его собственности.
Политика. Ему принадлежит идея разделения властей. Теория общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии.
Он развивал идеи о связи языка и мышления, выдвинув понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании.
Информация о работе Биография Джона Локка. Его вклад в развитие философии. Личное философское учение