Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 02:13, реферат
Цель данного реферата – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать отражение философской методологии в медицинской практике, разъяснить необходимость к формированию новых подходов и взаимодействию этих дисциплин. Задачи данной работы, показать, как в историческом процессе данные науки взаимно развивали друг друга.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры……4
1.1. Историческая связь медицины и философии………………………………4
1.2. Своеобразие медицины как науки………………………………………….7
1.3. Система медицинских знаний……………………………………………….8
1.4. Проблема теории в медицине………………………………………………11
Глава 2. Философско-этические проблемы медицины……………………….13
2.1. Биофилософия и человекознание…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………23
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
(ФГБОУ ВПО «ТГТУ»)
Реферат для сдачи кандидатского минимума по истории и философии науки
______________________________
05.11.17 «Приборы, системы и изделия медицинского назначения»
(Шифр и название
«Биофилософский анализ инженерно-биотехнической деятельности: сущность, структура, тенденции»
(Подпись аспиранта /соискателя)
_________________ Проскурин С.Г.
(Подпись научного
Окончательная проверка реферата проведена «___»________2015__ г.
Оценка ______________ _________________ Самохин К. В.
(зачтено, не зачтено) (Подпись проверяющего) (ФИО)
Тамбов, 2015 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры……4
1.1. Историческая связь медицины и философии………………………………4
1.2. Своеобразие медицины как науки………………………………………….7
1.3. Система медицинских знаний……………………………………………….8
1.4. Проблема теории в медицине………………………………………………11
Глава 2. Философско-этические проблемы медицины……………………….13
2.1. Биофилософия
и человекознание…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Цель данного реферата – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать отражение философской методологии в медицинской практике, разъяснить необходимость к формированию новых подходов и взаимодействию этих дисциплин. Задачи данной работы, показать, как в историческом процессе данные науки взаимно развивали друг друга.
Актуальность темы – показать, что теоретическая и практическая медицина основывается на диалектических данных. Разъяснить, как процесс развития науки и техники влияет на формирование новых подходов в философии медицины. Исключительное место в комплексе наук о живой природе занимает медицина, поскольку объектом ее исследования является человек. Его биосоциальная сущность требует целостного, подлинно диалектического подхода к изучению организма как в норме, так и в патологии, проникновения в подлинную диалектику организма, в принцип его единства и развития. Естественно, что без овладения передовой диалектико-материалистической философией этого сделать нельзя. В то же время развитие медицины дает чрезвычайно ценный материал и для самой философии, поскольку медицина связана с решением не только естественнонаучных, но и социальных задач, в частности таких, как обеспечение активного творческого долголетия тружеников нашего общества, строителей славного коммунистического будущего.
Развитие медицины дает огромный материал как для обобщений новейших открытий в исследовании жизнедеятельности человеческого организма в норме и патологии, так и для подтверждения философских закономерностей, обогащения материалистической диалектики новыми выводами и понятиями и дальнейшего углубления и уточнения ее категорий.
Глава 1. МЕДИЦИНА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СФЕРА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Историческая связь медицины и философии
Медицина в системе наук представляет собой некоторое проблематичное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя содействует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Не говоря уже о том, что она развивает научно-мировоззренческие взгляды медицинского работника и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. В общем-то, практика показывает, практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И. Канта и других мыслителей.
Медицина имеет необходимость в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии». Связь медицины и философии началась издавна, с момента появления первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне. В практическом медицинском познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сформировался философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Потому приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями. Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков.
Начиная с пробуждения энтузиазма у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом.
Всё данное не могло не отразиться на формировании новейшего специфичного предметно-понятийного мышления докторов. Философия активно помогает докторам на многие известные им вещи наблюдать по-другому, видеть невидимое, другими словами осознавать внутренний смысл предметов и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто». Этой возможностью медицина обязана философии, снабдившей ее особым (предметно-понятийным) методом клинического мышления. Развиваться полноценно они могли лишь совместно. У них один объект познания (человек) и один и тот же практический интерес- состояние здорового образа жизни как результата действия многих субъективных и объективных факторов. В отсутствии врачебных и философских познаний сегодня в принципе не могут нормально функционировать и совершенствоваться такие общественные сферы жизни, как экономика и политика, система образования и спорт, культура и так далее. Медицинское знание есть связующее звено между культурой, человеком и его жизнедеятельностью.
Медицинские познания как многие другие точные сведения о бытии справедливого мира, - это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские знания и опыт врачевания оказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового образа жизни целых народов, а также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, нацеленные на саморазвитие и самосовершенствование.
1.2. Своеобразие медицины как науки.
Сейчас можно говорить о том, что медицина – это не совсем только умение фактического врачевания, но и интеграционная наука, и кроме всего прочего, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине имеется с давних времен. Медицина принципиально различается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Последнее сближает медицину с философией. Она выступает как цель и смысл этого познания, к которому применимы все параметры системно-структурного анализа. Начиная с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный подход постепенно превратился в общенаучный метод практически во всех формах исследования, а в наше время он становится нормативом теоретического мышления и в медицинской науке. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий актуально сегодня прежде всего потому, что они восходят к насущным потребностям в научно-теоретическим обобщении и объяснении таких проблем, как здоровье и болезнь, норма и патология, соотношение биологического и социального, психического и соматического. Комплексное изучение человеческого организма в норме и патологии всегда естественным образом связывается с философией. Медицина, по сути, всегда философична. Более того, фактически она сама уже явление философии, ибо учит людей мудрости правильной, здоровой жизни. Это особая философия, помогающая приводить в порядок все творческие потенции человека во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности. Таким образом, медицина представляет собой необходимую систему человеческого жизнеобеспечивания.
1.3. Система медицинских знаний.
Анализ системы медицинских знаний направлен прежде всего на философское осмысление медиков и их деятельности по сохранению и укреплению здоровья людей, продления их жизни, устранение эпидемий. Поэтому существует системный принцип здравоохранения: а) система здравоохранения является важнейшей сферой обеспечения гражданских прав и свобод, а также одном из основных факторов национальной безопасности страны; б) здоровье населения и медико-демографические процессы (рождаемость, инвалидность, смертность и т.д.) зависят от экономического и социально-политического состояния общества, от отношения государства к проблемам охраны здоровья населения; в) здоровье человека зависит в большей степени от его образа мыслей, чувств, поведения; г) охрана здоровья населения является важнейшей функцией и обязанностью государства и всех ветвей власти; д) государство должно нести ответственность перед народом за здоровье каждого гражданина и состоянием окружающей среды и отчитываться перед мировым сообществом. Большинство философов, занимающихся общечеловеческой проблематикой, все чаще задает вопрос о том, является ли медицина только искусством лечения или это вид научного мировоззрения людей.
Современная медицинская наука представляет собой целый комплекс клинических социально-гигиенических медико-биологических дисциплин, её развитие постепенно всё больше будет связываться с решением проблем общеметодологического и философско-мировоззренческого порядка. Д.С.Саркисов писал: «Должно происходить органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих врачей, потому что плодотворное обсуждение таких центральных проблем, как проблемы этиологии, патогенеза, нервизма, основ регуляции нарушенных функций и других, в настоящее время невозможно без рассмотрения фактических материалов медицинской науки через призму основных законов материалистической диалектики, ее категорий, принципов, диалектико- материалистической теории познания.
Классическая греческая медицинская школа рассматривает человеческий организм в естественной связи с окружающей природой. Она разработала принципы наблюдения и лечения у постели больного, развила основы врачебной морали.
На Западе классическая медицина сформировалась как самостоятельная отрасль научного знания и искусного умения врачевать почти одновременно с зарождением философии. Истинным основателем работ по медицине как искусству врачевания по праву считается Гиппократ. В его учении научно-медицинское мышление в совокупности с философским развитием определенных понятий выросло до такой степени, что на уровне самосознания представляет соответствующее мнение как единственно верное, противостоящее отличному, повседневному суждению о здоровье и болезнях.
Учение Гиппократа не ограничивалось тем, что медицине в нем придавался статус теоретической науки. Великое достижение мыслителя состояло в определении им морально-этического облика личности врача как высшего мерила морального и гражданского долженствования. Ведь врач-философ равен богу.
Таким образом, Гиппократ очертил контуры предметных интересов медицины и философии, где «правильное и неправильное имеет свой предел». Он возражал тем врачам и философам, которые считали, что, прежде чем формировать практическую медицину, нужно установить, что представляет собой природа человека вообще. «Я полагаю,- заявлял мыслитель,- что ясное познание природы заимствуется не ни откуда-либо, а только из медицинского искусства.»
Таким образом, философско-медицинское учение Гиппократа стало началом зарождения теоретического медицинского познания. Оно ориентировало врачевателей руководствоваться общими принципами медицинской практики, представляя ее как искусство. Именно благодаря Гиппократу медицина утвердила свою самостоятельность. В этом уже просматриваются зачатки эмпирической медицинской науки.
Спустя семь веков после Гиппократа наиболее яркой фигурой в развитии теоретической медицины становится римский врач, естествоиспытатель и философ Гален, который высоко оценивал роль философии в становлении строго медицинского знания, создал принципиально новую систему медицины. Он был убежден, что настоящий врач должен быть философом. Гален резко критиковал применение в медицинской практике голого догматизма (когда медицинские знания «конструируются» только разумом), чистого эмпиризма (когда все знания врача восходят исключительно к опыту), а также методизма (когда происходит якобы сочетание логического метода с практическим экспериментом). Он был убежден, что все три принципа (подхода) одинаково необходимы, но только в сочетании друг с другом.
Если внимательно посмотреть на историю развития мыслительного акта в медицине, то бросаются в глаза три этапа диалектической взаимосвязи философии и медицины: натурфилософский, начиная с времен античности (Аристотель, Гиппократ, Гален), механистический – с эпохи Нового времени (Бэкон, Декарт, Локк, Парацельс), целостный (междисциплинарный) – нашего времени. Во всяком случае, на всех уровнях функционирования медицинской мысли на нее периодически воздействуют те или иные философские системы. Они как бы корректируют и гармонизируют научный уровень мышления и образ медицинского познания, которые всегда связаны с естественно-научным и гуманитарным способами определения правильного, то есть здорового образа жизни отдельных людей и общества в целом.