Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:03, реферат
Слово "Этика" определяется как ответственность человека перед окружающими; является областью знаний о поведении человека по отношению к другим, и философским понятием, касающимся нравственной стороны поведения человека. Этические представления человечества постоянно менялись. Хотя в каждую эпоху нравственные принципы, которых придерживался человек, казались ему чем-то незыблемым и неприкосновенным, в действительности человек пересматривал свое отношение к окружающему миру постоянно, по мере развития его духовных потенциалов.
Введение стр. 2
Биоэтика и её возникновение стр. 3
Универсальная этика Альберта Швейцера стр. 4
Антропоцентризм и биоцентризм стр. 7
Права и долг в отношении к животным стр. 10
Эксперименты и развлечения с участием животных стр. 15
Вывод стр. 23
Список литературы стр. 24
В 60-х гг. в Великобритании погибло 3,5 тыс. больных астмой, использовавших изопреналиновые аэрозольные ингаляторы. Доза препарата также отрабатывалась на животных, однако, даже большие дозы препарата лишь незначительно ускоряли сердцебиение у животных. Например, кошки могли переносить в 175 раз большую дозу, чем человек.
В 60-х гг. в Японии вспыхнула эпидемия заболеваний, вызванная приемами клиокинола, от которого пострадали от 10 до 30 тыс. человек; наиболее тяжелыми осложнениями были паралич и слепота.
В 80-х гг. широко применялся противоартритный препарат опрен. Только в Великобритании было зафиксировано до 3,5 тыс. случаев отравления, из них 61 смертельный. Еще в конце XIX в. выдающийся английский хирург Л. Тейт заметил: "... болезни животных столь отличны от человеческих, поэтому выводы, полученные с помощью вивисекции, абсолютно бесполезны. Они принесли гораздо больше вреда, чем пользы в хирургии". Л. Тейт предлагал прекратить эксперименты на животных как бесполезные и вводящие в заблуждение и сделать это не в интересах животных, а в интересах науки, "с тем, чтобы энергия и профессиональное мастерство научных исследований были направлены в лучшие и безопасные каналы".
Очевидно, результаты экспериментов на животных неправомерно переносить на человека: животные и человек различаются физиологическими и анатомическими особенностями. Из научных наблюдений известно, что морфин успокаивает человека, но возбуждает кошек; аспирин вызывает родовые уродства у крыс и мышей, но не у человека; талидомид действует на человеческий плод, но безвреден для грызунов; пенициллин высокотоксичен для морских свинок и хомяков; бензин вызывает лейкемию у человека, но не у мышей; инсулин вредно действует на лабораторных животных, но не на человека; нитрофенол приводит к катаракте у людей, уток и цыплят, но безвреден для других лабораторных животных; серотонин, содержащийся в организме, повышает кровяное давление у собак и понижает его у кошек; дозы аспирина, используемые человеком, отравляют кошек, но не дают эффекта при лечении лихорадки у лошадей.
Один из
наиболее важных факторов различий между
видами - это скорость и характер метаболических
процессов, другими словами, способ распада
препарата в организме на составляющие.
Исследования показывают, что несходство
обменных процессов у различных видов
является скорее правилом, чем исключением.
У людей на метаболизм дозы фенилбутазона
требуется 72 ч, а у обезьян, собак, крыс
и кроликов - соответственно 8, 6, 6, 34.
И в тоже время, обращая свой взгляд на индустрию развлечений, мы понимаем, что и тут не обошлось без животных.
Животные до сих пор используются в различного рода развлечениях, и многие из последних сохранили свой жестокий характер. Одним из наиболее популярных развлечений являются охота и рыболовство.
Рыболовство считается мирным, идиллическим спортом, а рыболовы рассматриваются как любящие природу, романтические личности. Но не требуется особых знаний по биологии, чтобы понимать, что рыба ощущает боль так же, как и человек, потому что имеет высоко организованную нервную систему; она обладает инстинктом самосохранения и, как все живые существа, испытывает ужас смерти. Ее смерть очень жестока: от медленного удушья, с разорванными внутренностями или губой.
Охота сопровождается более острыми ощущениями, чем рыболовство. В своей книге "Революция животных" д-р Ричард Райдер указывает, что, хотя охота не всегда является отражением садизма охотника, но этот элемент может присутствовать. Один из охотников на крупную дичь описывает, как он ранил большого слона в Африке. Вместо того, чтобы убить его сразу, он развел костер и сделал себе чашку кофе. Налюбовавшись на поверженного слона, охотник начал стрелять наугад в раненое животное, наблюдая, что происходило при этом с животным. Наконец, слон, у которого из глаз катились крупные слезы, перевернулся на бок и умер.
Охотники воспевали агрессивность, переживаемую во время охоты, восторг преследования врага с оружием в руках и с жаждой убить его, называя это восторгом борьбы не на жизнь, а на смерть. По поводу этих "мужских доблестей", обнаруживающих себя при охоте, проф. Фриман писал в 1869 году:
"Риск при этих видах спорта и предполагаемая мужественность, когда себя подвергают риску, обычно подчеркиваются, как одно из достоинств этого вида спорта. Возможно, я очень слеп и низок духом, но мужественный дух охоты на лис мне совсем не представляется мужественным, а одновременно трусливым и тупым. Дух охоты труслив, потому, что жестокость направлена против жертвы, которая не может защититься от мучителей, находящихся в полной безопасности. Дух охоты туп, потому что глупо бы было рисковать жизнью без достаточной причины. Мужественно, более, чем мужественно, поведение человека, который жертвует собой или рискует своей жизнью за достойное дело. Но я не вижу ничего мужественного, абсолютно ничего достойного в том, что человек рискует жизнью ради недостойного дела или без причин вообще".
Другой пример "мужественного" спорта, практиковавшегося в Австралии до самого недавнего времени - охота на кенгуру. Беззащитное животное убивали сотнями ради удовольствия убить. Охота обычно проводилась ночью, животных слепили прожектором, чтобы они не могли убежать, затем подходили к кенгуру, брали его за голову и перерезали горло. В охоте на кенгуру отсутствует даже азарт погони, борьбы - в ней нет ничего, кроме удовольствия перерезать животному глотку. Охота в заповедниках в нашей стране обеспечивала такого же рода удовольствие охотникам, которые сидели на низкой вышке, метра два над землей, и их дичь - прикормленные кабаны - паслись у них под ногами.
Ссылки охотников на радость общения с природой во время охоты, на то, что охота - только повод, чтобы побывать в лесу, звучат не слишком убедительно: такая форма общения с природой, с дикими животными, как фотоохота, т. е. съемка животных в естественных условиях, не завоевала себе такой популярности, как сама охота. Хотя фотоохота содержит в себе и элементы романтики: выслеживание зверя, ожидание его в лесной чаще, умение подловить мгновение, хотя она тоже приносит "трофеи" - фотографии, все равно для настоящих охотников ничто не может заменить азарта убийства, ощущения победы над слабым.
Еще Чарльз Диккенс возмущался такого рода развлечением, как кормление в зверинце животных. Человеку, понимающему психологию диких животных, неприятно видеть их в клетке или вольере, где их инстинкты подавлены, где они томятся от скуки.
Эгоизм человека, которому хочется поглядеть на жителей джунглей, пустынь, тайги, не тратя на это никаких усилий, собрал животных в том месте, в том климате, в той обстановке, где все противоестественно для них.
В своей книге "Майкл, брат Джерри" Джек Лондон писал: "Никогда я не был так подавлен и потрясен людским жестокосердием, как среди веселой, хохочущей, рукоплещущей толпы, глазеющей на дрессированных животных".
Трудно сказать, чья жизнь грустнее: животных зоопарка, лишенных всякой деятельности, или цирка, которых насильно заставляют выполнять противоестественные для них действия. Цирк с животными все более становится пережитком прошлого, когда народ ходил смотреть медведей на ярмарках. В цивилизованных странах цирк с животными начинают считать примитивным и жестоким развлечением. В Великобритании в большей части графств (округов) использование животных в цирке запрещено.
Когда советский цирк гастролировал в Канаде, США, Австралии, его освистали: люди с плакатами пикетировали вход в цирк. Почему? Для животного, особенно для дикого, выполнение трюков - противоестественная, пугающая и унизительная вещь. Чтобы заставить зверя выполнять трюк, надо сломить его волю, мужество с помощью страха перед наказанием. Чем сложней трюк, чем больше зрители восхищаются "мастерством зверя", тем больше страданий он перенес при дрессировке.
До сих пор дрессировка не обходится без битья животного. Очень тяжела дрессура для "опасных" животных, хищников которых держит в повиновении ужас перед болью. Особо жестокие методы "укрощения" животного - вырывание клыков и когтей у животного, побои железной палкой.
Считается, что детям полезно ходить в зоопарк, в цирк. В действительности дети приучаются к бездушию, приучаются видеть в животных кукол, заводные машинки. Для них животные в цирке - не личности с их радостями, печалями, которым может быть, тяжело или страшно на манеже, в клетке.
В зоопарке, а тем более в цирке, познавательного для детей нет. Животные там показаны в неестественной для них обстановке, их поведение искажено, инстинкты подавлены; в них ничего не остается от гордых, независимых существ, какими можно их наблюдать на свободе.
Вывод
"До тех пор, пока прочие
животные будут исключены из
круга духовной жизни, в котором
признаются общие правила и
обязанности, люди не сделают
ни шага вперед на пути к
нравственному
Струве
Хотя времена, когда человек эгоцентрично вёл себя, будучи уверенным что всё принадлежит лишь ему одному (может в силу отставания культуры, может чего-то ещё) , прошли, осталось множество других фактов обличающих жестокое обращение с животными и по сей день. И главный вопрос поставил Бентам (выдающийся английский философ, родоначальник одного из направлений в английской философии – утилитаризма, социолог, юрист, экономист и теоретик права):
"Вопрос не в том: Могут ли они думать?
Или: Могут ли они говорить?
Но: Могут ли они страдать?"
В наше время мы как ни когда должны задуматься о животных, о нашем к ним отношении, ведь от этого зависит и наше существование – нашла жизнь.
"Мы обсуждаем, я уверен, вопрос
принципиальной важности для
будущего нашей планеты. Борьба
против видовой дискриминации
не второстепенное дело; это одна
из главных областей, где в
сегодняшнем мире происходят
моральные и психологические
перемены. Это составная часть
нового и более широкого
Р. Райдеp
Список литературы:
1. Вернадский В. И. Живое вещество и ноосфера. - М.: Наука, 2007.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.
3. Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером.-М.: Наука, 2007.
4. Дорст Жан. До того, как умрет природа. - М.: Прогресс, 2008.
5. Кокин А.В. Феномен интеллекта.-С-Пб:Бионт, 2001.
6. Лукьянов А. С. и др. Биоэтика. Альтернативы экспериментам на животных. - М.: Издательство МГУ, 2006.
7. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе. - М. 1998.
8. Павлова Т. Н. Биоэтика в школе. - М. 2007.
9. Толстой Л. Н. Первая ступень. – С-Пб., 2008.
10. Фрайер Ф. Г. Картина жизни. - М.: Наука, 2006.
11. Швейцер А. Культура и этика. – М, 2008.