Бография Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:37, реферат

Краткое описание

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945), российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.
Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР (с 1925 г; академик Петербургской АН с 1912 г; академик Российской АН с 1917 г), первый президент АН Украины (1919). Профессор Московского университета (в 1898-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
К истории понятия “ноосфера”………………………………....4
Основы концепции ноосферы В. И. Вернадского…………......8
Заключение………………………………....................................20
Список используемой литературы……………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

вернад.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

Вернадский всегда реально оценивал значение научных  открытий, их возможные последствия  для человечества и придерживался  всю жизнь высоких эстетических принципов ученого-гражданина. Это  отношение к научным исследованиям, открытиям проявилось во всем. Прекрасный пример этого — дальновидное предостережение  ученого о последствиях открытия атомной энергии и его беспокойство о том, в чьих она окажется руках  и каким целям послужит в будущем  — целям добра и зла.

Владимира Ивановича  человек был прежде всего носителем  разума. Он верил, что разум будет  господствовать на планете и преображать  ее разумно, предусмотрительно, без  ущерба природе и людям. Он верил  в человека, в его добрую волю. Человечество не может делать все что заблагорассудится. Оно ограничено в своих действиях, ибо человеческая история — не сумма случайностей. В основных своих чертах она закономерна и направлена."

В геологической  истории биосферы перед человеком  открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять  свой разум и свой труд на самоистребление" (В. И. Вернадский).

Владимир Иванович Вернадский верил в человеческий разум, ему никогда не была свойственна  философия пессимизма. Для этого  достаточно вспомнить, на какой торжествующей  ноте он закончил свое научное творчество. В 1944 году, в безоговорочном предвидении  крушения гитлеризма, в статье "Несколько  слов о ноосфере", он выразил свое убеждение в прекрасных перспективах человека и человечества: "Сейчас мы переживаем новое геологическое  эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в  нее — в новый стихийный  геологический процесс — в  грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.

Но важен для  нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим  процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

Вернадскому была ясна социальная природа ноосферы. В 1925 году в статье "Автотрофность  человечества" он писал: "В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное  действие которой обычно не принимается  во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих  научную основу.... Эта сила есть разум  человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". " Биосфера... переходит в новое  эволюционное состояние — в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального  человечества". Можно смотреть поэтому  на наше будущее уверенно. Оно в  наших руках и мы его не выпустим"! 

Заключение

Идеи Вернадского  намного опережали то время, в  котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова  Вернадского о необходимости  мыслить и действовать в планетном  — биосферном — аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.

Становление этапа  ноосферы Вернадский связывает с  действием многих факторов: единством  биосферы и человечества, единством  человеческого рода, планетарным  характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических  форм человеческого общежития и  стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом (“взрывом” ) науки  и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь  дальнейшую эволюцию биосферы с развитием  человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.

Необходимо иметь  в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. В нашей стране идеи ноосферы органично  связаны с революционной перестройкой социалистического общества. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки  и народной жизни, коренной пересмотр  ведомственного подхода к природопользованию и т.п. — все это и есть слагаемые  ноосферы.

Устремленность  в будущее, таким образом, — характерная  черта ноосферного учения, которое  в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.

Список  используемой литературы:

Философские мысли  натуралиста / В. И. Вернадский. М., 1988

Проблема биогеохимии / В. И. Вернадский. М., 1988

Научная мысль  как планетное явление / Вернадский В. И. М., 1989.

Русская философия / Под ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной  М., 1991


Информация о работе Бография Вернадского