Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:30, реферат
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Необходимость модернизации системы образования Советской России остро назрела уже в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в., потому как она не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться, использовать внутренние резервы. В результате осуществленных реформ произошло освобождение от идеологического диктата и демократизация российского образования, что позволило России в сентябре 2003 года присоединиться к Болонскому процессу и вступить в Единое Европейское пространство высшего образования. Хотя педагогическая общественность страны разделилась на сторонников и противников Болонского процесса, новые преобразования в отечественном высшем образовании набирают силу.
Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью:
1
развития его как открытой
государственно-общественной
2 расширения доступности;
3
повышения качества и
Основные цели Болонского процесса
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
· построение европейской
зоны высшего образования как
ключевого направления развития
мобильности граждан с
· формирование
и укрепление интеллектуального, культурного,
социального и научно-
· обеспечение
конкурентоспособности
· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Основные пункты Болонского процесса:
1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
3. Оценка качества образования
по стандартизованным
4. Программа мобильности,
которая дает возможность
5. Содействие изучению общеевропейских проблем.
До 2010 года ожидается, что Россия полностью войдет в Единое европейское пространство высшего образования. Наши студенты будут получать понятные в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов философии, полноправно участвовать в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.
«Гармонизация
архитектуры высшего
Модернизация
системы высшего образования
разворачивается в условиях трансформации
всех сфер общественной жизни России
и осложняется значительным несовпадением
российской модели с болонским образцом
в части продолжительности
Традиционно
российская система высшего
В соответствии
с положениями Болонской
В настоящее
время в российской системе образования
осуществляется внедрение систем управления
качеством на основе международных
стандартов ISO 9000:2000, экспериментальное
введение в некоторых высших учебных
заведениях системы зачетных единиц
и европейских приложений к дипломам.
Переход к системе зачетных единиц
приведет к значительным изменениям
в образовательном
Распространение
Болонского процесса в России имеет
целый ряд особенностей и ограничений.
Они связаны, в первую очередь, с
уникальностью российского
Специфика российского
рынка труда проявляется в
его региональном характере и
существующей неопределенности перспектив
развития отдельных отраслей и территорий.
В этих условиях значительно снижаются
возможности территориальной
Болонская модель
базируется на принципах личной ответственности
каждого человека за содержание и
качество своего образования и предполагает
существенную ломку устоявшихся
в российской системе высшего
образования субъектно-
Преимуществами
российской системы образования
традиционно считаются высокое
качество, фундаментальность и
Известно, что
образование играет особую роль в
утверждении национального
Поэтому развернувшиеся
в европейской системе
Информация о работе Болонский процесс и российское образование