Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень кр упную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил их образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Тайланде и Лаосе.

Содержание

Вступление…………………………………………………………….….2
Когда и где зародился буддизм .............................................................…..3
Будда реальный и Будда из легенд .......................................................…..3
Четыре благородные истины………………………………………….....4
Основные положения и постулаты.................................................…….....5
Дхарма.............................................................................................………...6
Вселенная и её устройство...........................................................................6
Этика буддизма..........................................................……………………...8
Будда – Учитель или Бог?……………………………………………....8
Махаяна и хинаяна..................................................................................…..9
Ваджраяна (ламаизм).....................................................................……….10
Национальные формы буддизма...........................................................…11
Буддизм на Западе........................................................................………...12
Религия ли буддизм?............................................................................…...12
Список использованной литературы........................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

буддизм.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

К IX в. ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается главным образом в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI - XVII вв. приходит в Россию.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ФОРМЫ БУДДИЗМА

 

Победное  шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии, с I в. н.э. - в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой главный принцип -  не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился везде и, привившись к дереву местной культуры, дал новые побеги.

Например, в Китае с VIII-IX вв. успешно распространялись два чисто китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и дзэн. В Тибете образовалось теократическое государство, управляемое главой школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным лидером.

Под влиянием буддизма находились Китай, Центральная  Азия, Япония. Буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции этих регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, шаманство в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая  буддийские идеи и  ценности, в свою очередь сами оказывали влияние  на буддизм.

В конце  XIX - начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и в России. Но в России влияние буддизма долгое время практически не ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). В нашей стране он представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.  Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и   находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.

С момента  возникновения буддизм прошёл три  основные стадии: начинался он как  сектантская религия, проповедовавшая  бегство от реальности (эскапизм), затем превратился в своего рода религию цивилизации, объединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец стал культурной религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы.

 

 

БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ

 

Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных  и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно - буддизм  как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской  цивилизации. В нём отсутствовало  представление о боге-творце и  вседержителе вселенной, он отказался  от понятия души, не было в нём  и религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось христианство.

  

РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ

 

После всего  вышесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души - основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кочетов А.И. Буддизм. М., Политиздат, 1970.
  2. Научный атеизм, Политиздат, 1973.
  3. Религии мира, С.Исмаилова, 1993.

4.   Религия в истории народов  мира, С.А. Токарев, 1986.

 




Информация о работе Буддизм