Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:23, реферат
Буддийская картина мира представляет собой психокосм, то есть описание мироздания с точки зрения того, кто его воспринимает.
В основе буддийской космологии лежит общемифологическое представление о мировой оси, воплощении закона мироздания, благодаря которому мир отделен от внешнего хаоса. Мировая ось мыслится максимальным средоточием блага и порядка. Соответственно в мифологических системах она часто принимает вид мировой горы. Именно так обстоит дело в буддизме, заимствовавшем из индийской мифологии образ мировой горы Меру (Сумеру).
Ад непрерывного мучения, где земля объята пламенем, сжигающим кожу, плоть и кости существ, доходя до костного мозга. Их заставляют танцевать на раскаленном железном шлаке, их язык растягивают сотней гвоздей, льют в рот кипящую медь и так далее.
Соседних адов – четыре: Огненная яма, Гнилотрупье болото, Дорога бритв, Река без брода. Эти ады названы соседними потому, что они расположены рядом с вратами в ады Великого Ада живых существ.
В Огненной яме угли доходят до колен. Едва существа ступают на них, их кожа, мясо и кровь сгорают, а затем опять возникают.
В Болоте испражнений, воняющем, подобно трупу, существа тонут по горло, и "остроносые черви" просверливают их кожу, плоть и кости, чтобы наесться костного мозга.
На Дороге, полной бритв, и в подобных ей рощах деревьев с листьями-мечами тела людей рассекаются ножами, железными листьями; отсеченные части тел отрастают вновь. Людей рвут на куски темнокрасные собаки, клюют железноклювые вороны.
Река без брода наполнена кипящей едкой жидкостью и мученики варятся в ней. На берегах сидят служители ада, они либо не дают вылезти из реки, либо сами вытаскивают крюками – с тем, чтобы влить в рот мученика кипящей меди.
Восемь холодных адов находятся на тех же уровнях, что и восемь отделений Великого ада живых существ. Они суть следующие.
Ад волдырей, где от сильного холодного ветра вся кожа покрывается волдырями.
Ад лопающихся волдырей, где кожа еще больше стягивается и волдыри лопаются.
Ад стука зубов, ад звуков "хью" и ад звуков "а-чху" названы так по звукам, которые там издают дрожащие от холода существа.
В аду трещин, подобных голубому лотосу, аду трещин, подобных красному лотосу, и аду огромных трещин, подобных красному лотосу, кожа от ветра становится синей или красной и трескается на пять, десять и сто "лепестков".
В холодные ады попадают те, кто, зная о существовании закона кармы, отрицает его. Также о холодных адах говорится, что там пребывают во мраке, и от ветра, дующего там, ломаются кости.
Прочие ады располагаются как в окрестностях горячих и холодных адов, так и в мире людей – на побережье океана, в реках, горах, пустынях. Иногда мука в прочих адах состоит в чередовании страданий и удовольствий. Очень важно представление о том, что восемь горячих и восемь холодных адов созданы совокупной кармой всех живых существ, а прочие – деяниями многих, двух или даже одного существа. Это означает, что человек сам творит свой ад.
Считается, что страдания ото всех адских мук существа испытывают ровно до тех пор, пока не истощится потенция кармы, влекущая их.
Также под землей находится и обиталища прет, страдания которых буддийские авторы прописывают чрезвычайно тщательно. Считается, что они рождаются под Раджагрихой (город в северной Индии), на пятьсот йоджан ниже ее. У одних прет рот – как игольное ушко, а живот огромен, у других во рту горит огонь, третьи не могут напиться потому, что вода при их приближении превращается в кровавый гной, четвертых, когда они приближаются к воде, отгоняет стража, вооруженная мечами и копьями. От голода преты пытаются поедать друг друга. Реки при их приближении вспыхивают огнем, плоды на деревьях исчезают, океан превращается в пустыню. Если преты молят о дожде, то вместо дождя на них обрушиваются стрелы и копья или камни и молнии.
Буддийские философы подчеркивают, что страдания претов – не что иное, как ложное восприятие, и прета будет изнемогать от жара, даже если вокруг его станет бушевать вьюга. Точно также и постоянно описываемая жажда прет неустранима из-за того, что они находятся в плену иллюзий. Не физическое горло прет чудовищно мало, а заблуждения не дают им осознать, что на самом деле они обладают тем, к чему отчаянно стремятся.
Срок жизни прет во много раз больше человеческого: он равняется пятистам годам, при том, что один день их жизни равен человеческому месяцу. О тех, чья карма особо тяжела, говорится, что они могут страдать и пять тысяч лет, и дольше.
Интересно
отметить, что особой формой перерождения
является воплощение в теле нага, то
есть мифического мудрого змея. Наги
обитают в океане, а также в
реках и источниках; в индийской
мифологии у владыки вод
"- Бхагаван! Когда я проживал в океане в начале кальпы и в мире появился Татхагата Кракуччханда, тогда в океане было мало нагов, сыновей и дочерей нагов; моя свита тоже была малочисленной. Ныне же в океане безмерное, неисчислимое множество нагов, сыновей и дочерей нагов. Какова причина этого, каково условие, о Бхагаван?
Бхагаван сказал:
─ Владыка нагов! Те из посвященных в превосходно изложенную Дхарму Винаи, кто не вполне чисто соблюдают нравственность: нарушают правила монашеского быта, нарушают праведный способ получения средств существования и нарушают предписания обетов, ─ то есть блюдут их не полностью, но честно держатся своего воззрения, ─ не перерождаются в Адах живых существ: после смерти они рождаются среди нагов".
Над человеческим уровнем мироздания находятся мира богов камадхату, мира страстей. Эти боги пребывают в постоянной суете услаждения чувств, они подвержены омрачениям. Васубандху пишет о том, что камадхату простирается от глубочайшего из адов до мира богов, Контролирующих наслаждения, магически созданные другими. Все эти существа переживают аффекты, все они стремятся к чувственным наслаждениям. Васубандху особенно выделяет, что в самих чувственных объектах не заложено свойство пробуждать желания, и поэтому владение собой есть освобождение от влечения к чувственным объектам.
Васубандху пишет, что все боги, а также обитатели адов и преты являются самозароджающимися существами. Однако боги двух нижних уровней – Четырех великих царей и Тридцати Трех – соединяются, подобно людям. Чем выше божественный уровень от человеческого, тем менее физической становится их любовь: для богов группы Яма это объятия, боги неба Тушита выражают свою любовь соприкосновением рук, Наслаждающиеся магическими творениями – улыбками, Контролирующие наслаждения, магически созданные другими – взглядами. Боги-младенцы рождаются на коленях у “взрослых” богов; они подобны пятилетним человеческим детям и быстро вырастают. Аналогично говорится и о перевоплощении праведников на небесах Трайястримша (Тридцати трех богов).
Поскольку в сансаре смерть неотвратима, то она не минует и богов. Согласно Васубандху, сначала у них ослабевает сияние тела, взгляд делается мутным, глаза непроизвольно моргают, разум утрачивает живость, затем появляются признаки наступления смерти: их одежды загрязняются, цветочные гирлянды увядают, из подмышек течет пот, от тела исходит неприятный запах.
Нижний из уровней местопребывания богов камадхату – Небо Четырех великих царей. Согласно Васубандху, эти боги обитают на средних террасах горы Меру, этих террас четыре, между ними – 10 000 йоджан, по горизонтали они выступают на шестнадцать, восемь, четыре и две тысячи йоджан. На первых трех террасах живут якши, на верхней – Четыре великих царя со свитой.
По другим источникам, дворцы Четырех царей (Дхритараштры, Вирудхаки, Вирупакши и Вайшраваны) расположены в тысяче йоджан к востоку, югу, западу и северу от горы Меру. Города простираются на тысячи йоджан, они окружены семью стенами с семью крепостями и семью рядами деревьев, унизанных семью видами драгоценностей. В текстах подробно описываются прекрасные парки, где летают птицы и цветут лотосы.
Когда
один из Великих царей хочет
Образ Четырех великих царей пришел в буддизм из индуизма, где существовал образ стражей сторон света – локапала. Соответственно, Четыре великих царя также именуются локапалами. Согласно сутрам махаяны, Цари-локапалы дали Будде обет охранять тексты Учения. По мере распространения буддизма по странам Азии в группу локапал включалось несметное число местных божеств, что обуславливало тесную связь буддизма и локальных верований. Первый пример этого дает собственно образ Четырех царей, связанных с низшими духами индийской мифологии: Дхритараштра властвует над гандхарвами, Вирудхака – над кумбхандами (горные духи), Вирупакша - над мудрыми змеями-нагами, Вайшравана – над якшами (хранителями сокровищ). Кумбханды – это уродливые злые существа, однако в свите Вирудхаки они служат буддизму; отчасти это применимо и к якшам, предстающим то в облике совершенного юноши, то карлика с отвислым животом.
Следующий уровень камадхату – мир Тридцати Трех богов. Число это характерно для индийской мифологии с древнейших времен. В индуизме эту группу составляют двенадцать адитьев (сынов Адити, Безграничности; индийский аналог Олимпийцев), восемь васу – богов, связанных с землей, одиннадцать гневных рудр, и божественные близнецы Ашвины (индоевропейский миф о парном конском божестве, покровителе людей). Царь Тридцати трех богов – Индра, в буддизме его имя – Шакра. Согласно одной из буддийских легенд, Шакра был некогда благочестивым брахманом Магхой, который вместе со своими тридцатью двумя товарищами обрел новое рождение на вершине Меру, стал Шакрой, очистил священную гору от демонов и возвел стены для защиты от них. Показательно, что индуистские боги, включенные в буддийский пантеон, соотносятся с варной брахманов.
Эти боги обитают на плоской четырехугольной вершине горы Меру. Посредине нее находится прекрасный город Сударшана, окруженный парками и рощами. Город окружает золотая стена; земля в этом городе ста одного цвета, мягкая как хлопок и пружинит под ногами. Главное украшение Сударшаны – дворец Шакры, прекрасный Вайджаянта, великолепием убранства превосходящий все другие дворцы.
В городе также находится здание Совета богов – Судхарма, где боги оценивают деяния живых существ как праведные или неправедные. Все эти боги – ревностные последователи Дхармы.
Город с четырех сторон окружают парк Чайтраратха и три рощи – Парушья, Мишра и Нандана, излюбленные места развлечений богов. Особо упоминается чудесное дерево Париджата или Ковидара, высотою в сто йоджан. Это воплощение образа мирового Древа, которое может представать как символ жизненных сил (о дереве Ковидара говорится, что оно – излюбленное место чувственных наслаждений богов) либо символ мудрости, нисходящей из верхнего мира (под деревом Париджата Будда проповедовал своей матери, обретшей новое рождение среди небожителей).
В “Диргха-агаме”, где рассказ ведется от лица Будды, говорится, что на вершине горы находится лестница, созданная из семи видов драгоценных камней; ее ширина у основания – шестьдесят йоджан. В центре горы Меру находится другая лестница, сорока йоджан у основания и двадцати в верху. Лестницы огорожены семиярусными стенами, за которыми расположены прекрасные парки, где обитает множество птиц и в их числе – божественные орлы-Гаруды. С мифологической точки зрения образы птиц и лестниц очень важны, поскольку птицы – устойчивый символ верхнего мира, а лестница – один из символов мировой оси как связующего звена между всеми мирами. Лестница в символике горы Меру означает принципиальную проницаемость уровней мироздания. Кроме того, подробные описания высших миров служили средством для медитативной визуализации. Считается, что при обретении высоких психоэнергетических способностей, человек способен достичь вершины Меру; “Абхидхармакоша” категорически отрицает брахманистскую идею, что попасть на небо можно при помощи жертвоприношений.
По углам квадратной вершины Меру возвышаются четыре пика, на которых обитают стражи – якши по имени Ваджрапани (“Рука, держащая ваджру”). В махаяне Ваджрапани – гневный бодхисаттва, о нем говорится в единственном числе, а в “Абхидхармакоше”, как видим, это четверка стражей Закона.
Следующий уровень камадхату – мир Ямы. Это нечто вроде облака, находящегося над горой Меру.
Богов этого класса не следует путать с ракшасами (демонами) Ямы. Ракшасы – служители адов и обитают в преисподней, в городе Ямапуре и адах. Яма – царь претов и к богам данного уровня отношения не имеет.
Небесная локализация “богов Ямы” символизирует неотвратимость страданий и смерти в камадхату. Эти боги определяют перерождение существ, которые должны воплотиться в мирах от неба Тридцати Трех и ниже, вплоть до адов. Боги Ямы подсчитывают число благих и дурных поступков, определяя как их число, так и весомость.
Следующий уровень – небо Тушита. Это мир “радости и удовлетворения”. Именно оттуда нисходит в мир бодхисаттва, дабы стать буддой. Считается, что именно там находится Будда Грядущего – Майтрейя. В народной буддийской культуре Тушита постепенно приобретает черты рая, где перевоплощаются праведники. Кроме того, в начале ХХ века небо Тушита отождествляли со священной страной Шамбалой.
Затем идет уровень Нирманарати, то есть богов “наслаждающимися собственными магическими творениями”. Говорится, что это небо находится на 640 тысяч йоджан выше горы Меру. Владыка этих богов – Сунирмита, его супругой переродилась главная ученица Будды – Вишакха. На этом небе зачатие совершается через обмен улыбками.
Васубандху пишет о том, что рождение на этом небе связано со влечением к магическим творениям (нирмана), причем живые существа испытывают наслаждение либо от желания обладать силой магии, либо от отрицания ее существования. Магически созидающее сознание всецело принадлежит уровню камадхату, поскольку его объекты познаются органами чувств. Магическая сила возникает в результате длительного применения йоги, однако все эти качества обусловлены привязанностью и становятся лишь преградой на пути к Просветлению.
Высший уровень камадхату составляет мир богов, Контролирующие наслаждения, магически созданные другими.
От уровня к уровню возрастает и продолжительность “небесных” суток и срок жизни богов (в “небесных” годах). На уровне Четырех Великих царей сутки равняются пятидесяти годам мира людей, а срок жизни богов – пятьсот лет. Мы не будем приводить здесь остальные цифры роста жизненных сроков, отметим лишь, что от уровня у уровню они увеличиваются колоссально.
Чрезвычайно любопытно отвечает Васубандху на вопрос о том, как определяется течение времени в небесных мирах, где нет ни солнца, ни луны. Философ разъясняет, что источником света для богов становится сияние их собственных тел, а смена дня и ночи маркируется пением или молчанием птиц, открыванием или закрыванием лепестков цветов и тому подобным. Иными словами, в чувственном мире биоритмы везде постоянны, хотя чем дальше уровень от человеческого, тем медленнее все биологические циклы.
Вторая из трех сфер мироздания – рупадхату, мир форм, свободных от грубой материальности. Васубандху описывает рупадхату как семнадцать уровней, неизменно соотнесенных со ступенями йогической созерцательной практики (дхьяна). Этих ступеней – четыре, они представляют собой уровни интенсивности сосредоточения сознания. Первые три ступени включают в себя по три уровня каждая, а четвертая – восемь уровней.