Буддуизм и конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

В VI веке до н.э. В Северной Индии возникает буддизм - учение основателем, которого был Сиудхарта Гаутама (~ 583 - 483 до н.э.), сын правителя рода шакьев. В возрасте 29 лет, не удовлетворенный жизнью, он покидает семью. Он много странствует, изучал Веды, истязал свою плоть, и, наконец, достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Буддизм - одна из мировых религий, наряду с христианством и мусульманством. Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиоме.

Вложенные файлы: 1 файл

буддуизм и конфуцианство.docx

— 17.58 Кб (Скачать файл)

В VI веке до н.э. В Северной Индии возникает  буддизм - учение основателем, которого был Сиудхарта Гаутама (~ 583 - 483 до н.э.), сын правителя рода шакьев. В возрасте 29 лет, не удовлетворенный  жизнью, он покидает семью. Он много  странствует, изучал Веды, истязал свою плоть, и, наконец, достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный  путь, который отвергает крайности. Буддизм - одна из мировых религий, наряду с христианством и мусульманством. Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиоме. Другая ветвь  буддизма утвердилась в Тибете, Китае  и Японии. Центром учения являются четыре благородные истины, которые  Будда (буквально Пробужденный) провозглашает  в самом начале своей проповеднической деятельности. Первая из этих истин - жизнь  есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и  расставание с приятным, невозможность  достичь желаемого - это все ведет  к страданию. Вторая "благородная  истина" говорит о происхождении  страдания. Будда усматривает корень страдания в жажде жизни, в  жажде наслаждения, в жажде существования, жажде гибели, приводящей ко все  новым рождениям. Из этого следует  третья истина - страдание имеет  причину, следовательно возможно прекращение  страдания. Наконец, четвертая "благородная  истина" говорит о "пути", ведущем  к освобождению от страдания. Этот путь восьмиричен. Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим  правильный путь: правильное понимание  четырех истин, правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь в  соответствии с усвоенными истинами), правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров), правильное действие (непричинение зла  живому, воздержание от воровства), правильный образ жизни (привычка жить честным трудом), правильное усилие (борьба с соблазнами и дурными  мыслями), правильное направление мысли (понимание преходящего характера  всего и отрешенность от того, что  привязывает человека к жизни). В  свою очередь, правильное сосредоточение или направление мысли имеет  четыре ступени: сперва мы сосредоточиваем  свой чистый ум на осмыслении и истолковании истин; на второй ступени мы уже верим  в эти истины, тогда связанное  с исследованием беспокойство отпадает и мы достигаем душевного спокойствия  и радости; затем, на третьей ступени, мы освобождаемся и от радости  и от ощущения своей телесности, пока, наконец, на четвертой ступени  не достигаем состояния полной невозмутимости и безразличия. Это состояние  Будда назвал нирваной (буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана в буддизме постепенно онтологизируется. Это уже не состояние человека, а состояние мироздания.

На второй ступени раннего буддизма, буддисты отмечали, что важно ни то, имеет  или не имеет мироздание начало и  конец во времени и пространстве, а важно то, что внутри мироздания все причинно связано, все друг от друга зависит, и поэтому там  ничто не происходит случайно. Для  первоначального буддизма также  характерно убеждение в универсальной  изменяемости сущего. Никакая вещь не существует долее одного весьма малого неделимого момента, в следующий  момент она уже другая. Отсюда и  отрицание существования души как  особой сущности и признание наличия  лишь потока постоянно сменяющих  друг друга состояний сознания. Буддизм  развивается, и начинают формироваться  различные направления и школы  буддизма. Наиболее последовательно  исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна ("малая повозка"), в которой путь к нирване полностью  открыт только монахам, отвергшим мирскую  жизнь. В учении мохаяны ("большая  повозка") важную роль играет культ  бодхисатв - индивидов, уже способных  войти в нирвану, но откладывающих  достижение конечной цели из-за того, чтобы  помочь в ее достижении и другим. Последователи махаяны рассматривают  Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее  абсолютное существо.

Конфуцианство:

В Китае процесс  зарождения философии наз ”эпохой  борющихся царств”. Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для Др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается  два принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют два взаимодополняющие начала(муж. и жен.). Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени  развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Эта  смена протиположностей рассматривалась  как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.

Конфуций (551-479 до н.э.), его имя - латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель  Кун). Этот мыслитель считается первым китайским философом. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед  с учениками. Конфуций считал, что  судьба его учения зависит от воли неба, что он в 50 лет познал волю неба и начал проповедовать. Небо для  него - высшая сила. Небо следит за справедливостью  на земле, стоит на страже социального  неравенства. Конфуционисты - общественники. В центре их внимания - взаимоотношения  между людьми, проблемы воспитания. Конфуций был недоволен существующим. Его идеалы были не в будущем, а  в прошлом. В древности вели себя достойно, отличались прямотой, учились, избегали общества, где нет порядка. Теперь же нет людей, понимающих мораль. Конфуций считал, что, воскрешая старое, он создает новое. Конфуцианское  учение о нравственности опирается  на такие этические понятия, как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". "Золотая  середина" - это середина в поведении  людей между несдержанностью  и осторожностью. Основа "человеколюбия" - почтительность к родителям и  уважительность к старшим братьям. "Взаимность" или "забота о людях" - основная нравственная заповедь конфуцианства, суть ее: "не делай другим того, чего не желаешь себе". Конфуций дает развернутый  образ человека, следующего конфуцианским  моральным заповедям. Это "благородный  человек". В отличие от простолюдина ("низкого человека"), он требователен к себе, ему можно доверить большие  дела, живет в согласии с другими  людьми, ему легко услужить, он идет на смерть ради человеколюбия. Ключ к  управлению народом Конфуций видел  в силе нравственного примера  вышестоящих нижестоящим. Кульминацией конфуцианского культа прошлого было "исправление имен".

Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать - "значит знать людей". Познание природы его не интересует. Его  вполне удовлетворяет то практическое знание, каким обладают те, кто непосредственно  общается с природой, - земледельцы  и ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко.


Информация о работе Буддуизм и конфуцианство