Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Не решение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

Вложенные файлы: 1 файл

Абросимов Философия.docx

— 65.37 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по философии

 

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

 

 

 

 

Исполнитель: Абросимов Д.О.

Специальность «Транспорт и дорожное строительство»

ЗФ 1-го курса, срок  обучения 3,5 года

Домашний адрес:623105, Свердловская обл.,

г.Первоуральск, пер.Бурильщиков, д.1, корп.а, кВ.9

 

 

 

Екатеринбург

2011г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Критериями выделения глобальных проблем является следующее:

повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;

неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;

разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

 

    Данные проблемы, которые существовали прежде  как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху  планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных  проблем совпадает с достижением  индустриальной цивилизацией апогея  в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.

    Вместе с тем  существует разница между проблемами  действительно глобальными и  всеобщими. Не решение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

возможность всемирной экологической катастрофы;

духовно-нравственный кризис человечества.

 

    Интересно то, что при решении третьей проблемы  первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно и нравственно  развитый человек никогда не  примет насилия ни по отношению  к другому человеку, ни по отношению  к природе. Даже просто культурный  чёловек не оскорбляет окружающих  и никогда не выбросит мусор  на тротуар. С мелочей, с неправильного  индивидуального поведения человека  вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные  проблемы коренятся в сознании  человека, и пока он его не  преобразует, они не исчезнут  и во внешнем мире. Решить третью  глобальную проблему, которая по сути является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.

Итак, выделим, на мой взгляд, главнейшие аспекты глобальных проблем и попытаюсь рассказать о них более подробно

 

1. Проблема войны  и мира

 

Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием, прежде всего у руководства США.

    Известно, что  за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит "ядерная зима", в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.

    Меры по предотвращению  войны и военных действий были  разработаны уже И. Кантом в  конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.

Известно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн человек. А во второй половине этого столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде могла быть сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, могли бы способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. В таком случае потенциальными объектами ядерного поражения неизбежно должны были стать не только, и даже не столько, противоборствующие вооруженные силы, сколько вся территория воюющих и других стран. А суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. В результате мир подошел к такой критической точке , когда знаменитый гамлетовский вопрос “Быть или не быть? ” встал уже не перед отдельными группами людей, а пред всем человечеством...... Из таблицы вытекает, что в 1987-1991 годах мировая торговля оружием сократилась более чем в два раза. Сократилась она и в большинстве ведущих стран-продавцов, причем в особенности в СССР, который прежде был ведущим мировым экспортером оружия и военной техники, и конкурировал с США за лидерство на мировом рынке вооружений.

 

Еще более впечатляющим оказались результаты запрещения химического оружия, производство которого Великобритания прекратила в середине 50-х, Франция в середине 70-х, СССР в 1987 году, а США в 1990 году. В январе 1992 года, после более чем двадцатилетних переговоров и обсуждений, была принята Международная конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, которую подписали сразу130 стран.

Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные, до этого, по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны , в том числе и оборонительные. Некоторые современные представители пацифизма [3 Пацифизм ѕ Политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. ]считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы переключить “воинственный инстинкт” человека. Таким “моральным эквивалентом”, по их мнению, может служить развитие спорта, особенно состязаний, связанных с риском для жизни.

 

2.Демографическая  проблема

 

Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Демографические процессы исследуются демографией - наукой о населении, законах его воспроизводства и развития в общественно-исторической обусловленности.

    Считается, что  демография берет свое начало  с 1662 г. - с момента издания книги  Дж. Граунта "Естественные и политические наблюдения, сделанные на основе свидетельств о смерти"..Термин "демография" был введен в 1855 г. в книге А. Гийяра "Элемент человеческой статистики, или сравнительная демография".

    Английский экономист  и священник Т. Мальтус (1766-1834) в  работе "Опыт о законе народонаселения..." (1798) хотел объяснить противоречия  общественного развития сформулированным  им "естественным законом", согласно  которому население имеет тенденцию  расти в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. В силу этого возможно "абсолютное  перенаселение", с которым необходимо  бороться путем регламентации  браков и регулирования рождаемости.

    Рассмотрим динамику  роста народонаселения Земли: ранний  палеолит - 100-200 тыс. человек, к концу  неолита (пере-ход к земледелию) - 50 млн, начало нашей эры- 230 млн, к началу XIX в. - 1 млрд, к 1930 г. - 2 млрд, к 1961 г. - 3 млрд, к началу 1976 г. - 4 млрд, к нач. 1980 г. - 4,4 млрд, 1988 г. - свыше 4,9 млрд. Темпы роста населения Земли постоянно увеличиваются, достигая 2% в год, что дало основание говорить о "демографическом взрыве". Однако в дальнейшем, под влиянием социально-экономических факторов, рост населения должен стабилизироваться. Это связано с развитием "внутрисемейного планирования", так называемого "сознательного родительства". В связи с этим ожидается, что в конце XXI в. наступит стабилизация численности населения на уровне 11-12 млрд человек. Таким образом, в XX в. обнаружилась несостоятельность расчетов Мальтуса, ибо объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население. Ошибка мальтузианства заключается в сведении процессов демографии к биологическим принципам, в то время как развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации и уровня культуры общества. Однако в корне ошибочная точка зрения Мальтуса до сих пор воспроизводится и распространяется. Между тем она ошибочна не только с точки зрения науки, но и недопустима с точки зрения гуманизма.

 

    Рождение нового  человека - это счастье для родителей, в детях во многом заключается  смысл жизни человека, но в  условиях современной рыночной  экономики деторождение стало "невыгодным" предприятием. В современную эпоху  все измеряется в материальных  ценностях, в деньгах, что переносится  и на сферу смысла. Но человек, живущий ради себя и не заводящий  детей из соображений "экономии", совершает преступление против  своей духовной сущности, против  жизни в конечном счете. И никто извне не должен, не имеет права ограничивать деторождаемость, не может указывать родителям, каким количеством детей им следует ограничиваться. Рождение ребенка - это самое великое в создании чего может участвовать человек. В ребенке - бесконечная радость и удовлетворение, и если рождаются дети, то Бог еще не оставил, человека, по высказыванию одного из великих писателей. Вместе с тем важно не только рожать детей, но и воспитывать их, помогать вставать на ноги, обретать свое место в обществе. Об этом должно заботиться государство, называющее себя социальным.

    Особенно важно  развитие деторождаемости в России. Это только на первый взгляд кажется, что рост населения приводит к экономическим проблемам. На деле он же и решает их, ибо увеличиваются потребности, растет экономическая активность людей, что в итоге приводит к экономическому росту. Такие процессы мы можем сейчас наблюдать в странах, отличающихся большой плотностью населения - в Германии, Японии и, особенно, - в Китае. Исходя из этого можно сделать вывод, прямо противоположный мальтузианству. Рост населения может не только порождать проблемы, но и решать их.

    Демографическая  проблема между тем существует  и она противоречива, имеет противоположный  характер для разных стран: в  Китае - перенаселение, в России - депопуляция. Вместе с общественным развитием эта проблема должна находить свое разрешение естественным путем, - будет происходить стабилизация в этом отношении. Однако государства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынуждены применять соответствующие меры. Важно, чтобы они не носили насильственный характер и не нарушали суверенитет личности, семейной жизни.

Демографические процессы на рубеже XX - XXI вв. во многом определяют две тенденции:

демографический "взрыв", характеризующийся резким приростом населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов;

"нулевой прирост" населения  в странах Западной Европы.

 

    Первая ведет  к резкому обострению социально-экономических  проблем в развивающихся странах, включая голод и неграмотность  десятков миллионов людей. Вторая - к резкому старению населения  в развитых странах, включая ухудшение  баланса между работающими и  пенсионерами и т.д.

Информация о работе Будущее человечества. Глобальные проблемы современности