Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 07:36, реферат
С самого начала западно-европейского мышления и к сегодняшнему дню бытие означает то же самое, что и присутствие... Бытие как присутствие определяется через время. Мартин Хайдеггер
Знание о мире - составная часть учения о человеке. Только через познание мира, его сущности, структурных уровней организации, законов развития и существование человек может познать самого себя, свою природу и сущность, связь с другими людьми.
С самого начала западно-европейского
мышления и к сегодняшнему дню бытие означает
то же самое, что и присутствие... Бытие
как присутствие определяется через время.
Мартин Хайдеггер
Знание о мире - составная часть учения
о человеке. Только через познание мира,
его сущности, структурных уровней организации,
законов развития и существование человек
может познать самого себя, свою природу
и сущность, связь с другими людьми.
Понятие "мир" имеет конкретно-историческое
содержание, которое определяется залогом
культуры, науки, техники, материального
производства, общественного отношения,
природы. Чем больше развиты формы деятельности
человека и продуктивные силы общества,
тем шире и разнообразнее видится мир
человеком, тем сильнее этот мир очеловечивается.
Вместе с тем и самый человек, "опредметчиваясь"
результатами своей работы, своим развитием
обязан миру. Поэтому вселенная - это единство
объективной действительности и "действительности
человеческих сущностных сил", которые
имеют конкретно-исторический характер.
Понятие "мир" как мировоззренческая
категория формировалось еще в дофилософский
период развития человечества. Его возникновение
и развитие связаны с практическим выделением
человека из природы. Опосредствование
жизнедеятельности людей процессом материального
производства и системой общественного
отношения обусловило становление общества
как соответствующей целостности, в которой
жизнь людей стала возможной только в
форме коллективной деятельности.
Такая система связей между самыми индивидами
в пределах первоначальной общины проявилась
в том, что жизнь отдельных людей могла
обеспечиваться только через удовлетворение
нужд общины как целого. Среди общих нужд
выделяются нужды в производстве орудий
работы и осуществлении общественного
отношения. Внутренняя система взаимозависимости
производителей и потребителей общины
формировала характер и направление их
деятельности, необходимость в коллективной
работе на всю общину.
Важно, что в этот период изменяется характер
отношения общины к природе: человек переходит
от собирания к деятельности, направленной
на производство из предметов природы
орудий работы, а с их помощью - к преобразованию
предметов природы на средства удовлетворения
нужд человека. Тем самым природа непосредственно
включается в сферу активной деятельности
человека. Составляется соответствующее
единство не только людей внутри общины,
а и человека и природы, которая вплетена
в сферу ее активной деятельности. На этой
основе начинает создаваться целостное
представление о миру предметов, явлений,
ценностей, связей, отношений, которые
представляют жизненную сферу бытия человека.
Такое представление о бытии человека
среди людей и природы находит отображение
в понятии мира как родительного самосознания
человека первоначального общества, в
осознании причастности индивида к общине,
к коллективной деятельности для освоения
природы,
Поскольку община - это относительно самостоятельная
система, которая объединяет индивидов
в их борьбе за обеспечение своего существования,
постольку для них мир ограничен родоплеменными
связями и отношениями. Такая форма индивидуального
самосознания как воплощение естественных
и общественных, родительных связей сохранилась
в языках разных народов: "мир - это община",
"весь мир - вся община", "в мир -
в люди", "всем миром - всей общиной"
и прочее.
В процессе развития человека изменяется
представление о мире, оно наполняется
конкретно-историческим и чувственным
содержанием. И с раскрытием сущностных
сил человека мир для него становится
не просто объективной действительностью,
а и действительностью ее сущностных сил.
Поэтому вселенная - это единство естественной
и общественной действительности, обусловленной
практической деятельностью. А категория
"мир" определяет не только естественные,
объективно-материальные свойства, а прежде
всего особенности человеческого практически-деятельного
отношения к себе и к условиям своего существования.
Человека необходимо воображать не просто
в мире, а в мире истории природы и общества,
в системе общественного отношения, которое
в значительной мере определяют характер
ее отношения к природе.
Понятно, что мир - это целостная система,
которая развивается в диалектическом
единстве природы и общества. Такое единство
противоречивое, о чем свидетельствует
история их взаимодействия.
Человек, в процессе активной целенаправленной
деятельности, превращает природу в мир
своего бытия, который, с одной стороны,
обеспечивает его существование и жизнедеятельность,
а с другого - разрушает природу и создает
угрозу собственному существованию. Если
исчезнет человек, исчезнет и мир как мир
бытия человека, но это не означает, что
исчезнет природа и изменения, которые
состоялись в ней с помощью человека. Природа
потеряет свою качественную определенность
как мир человеческого бытия.
Содержание и границы мира не являются
чем-то неизменяемым. С овладением природой,
осложнением общественного отношения
и связей содержание понятия о мире углубляет,
обогащается, а его границы расширяются.
К сфере практической деятельности человек
включает не только предметы непосредственно
близкой природы, а и углубляет знание
о Вселенной. Так, она выходит в космос,
проникает в глубины микро- и мегамира.
Но центральную часть понятия о мире представляет
система социальных связей и отношений,
в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность.
Кроме того, к содержанию человеческого
мира принадлежит его духовная жизнь,
продукты духовной жизнедеятельности.
Таким образом, мир - это определенное
бытие, универсальная предметность, в
которой человек самоопределяется как
субъект деятельности, который создает
собственный мир - мир человеческого бытия.
Категория "мир" вместе с другими
категориями философии образовывает смысловое
ядро мировоззрения во всех его исторических
типах. Она вобрала у себя представление
о предельных для человека основы сущего.
Мир в философско-мировоззренческом понимании
определяет границе абсолютности явишь
от универсуму, что мыслится как проекция
всех возможных миров на качественно бесконечную
реальность, к внутреннему миру человека.
Тем не менее мир не может быть отождествленным
с тем или другим явлением, поскольку вместе
с внутренней определенностью бытия ему
присущие неопределенность, относительность,
внешняя обусловленность.
Категориальная определенность мира состоит
перво-наперво в его фундаментальных свойствах:
целостности, саморазвития, конкретной
всеобщности. Мировоззренческие отличия
в толковании фундаментальных характеристик
мира отображаются в способах решения
кардинальных проблем миропонимания и
научного познания. Так, целостность мира
нашла отражение в проблеме единства мира,
строясь на монистических, дуалистических,
плюралистических взглядах, а характеристика
саморазвития мира связана с вопросами
его возникновения и становление, познанием
Вселенной, природы, человека, их причинности
и целесообразности.
Типология мира, в которой человек - это
микрокосм, а Вселенная - макрокосм, ведет
начало из мифологического отождествления
естественного и человеческого бытия.
Позднее в эту типологию был включен сакральный
мир символического бытия, который отвечал
представлениям о месте сверхъестественных
сил в структуре универсуму, так называемого
отношения Бог к миру. С появлением человека
на высшем этапе развития материи структура
бытия испытает коренные изменения. Наличие
человеческого мира обозначается прежде
всего на типологии мира, который делится
на: материальный, духовный, объективно-реальный,
субъективно-идеальный.
Отдельные миры делятся на Космос, Землю,
живую и безжизненную природу с множеством
субмиров, которые дополняются социогенными
мирами с материально-культурной типологией
(очеловеченная природа, техника и т.п.).
Духовно-практическое освоение мира формирует
типологию согласно его формам: жизненный
мир повседневного бытия, мир культуры,
мир символов и прочее.
Адекватное раскрытие проблемы существования
мира становится возможным благодаря
активизации таких форм мироотношений,
в которых человек, выходя за границы имеющегося
бытия, создает мир своего бытия.