Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:46, реферат
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем
Китае в середине I в. до н.э. Древнегреческая философия – это большое,
относительно самостоятельное направление историко-философского процесса,
тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было
случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против.
Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный
единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо. Сократ
выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и
объективное значение.
Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может
рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание
само по себе есть добро. И это положение является движущей пружиной всей
его деятельности. Сократ верил, что, если человек знает что именно хорошо,
а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Сократ называл три основных
человеческих добродетели:
. умеренность
(знание как обуздывать
. храбрость
(знание как преодолевать
. справедливость (знание как соблюдать законы божественные и
человеческие)
Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую
опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной
жизни, в т.ч. и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его
сограждане. Он был обвинен в том, что развращает своими рассуждениями
молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По
приговору суда Сократ выпил смертельный яд цикуту. Этим он хотел доказать,
что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.
Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии.
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали
Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). в их
системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний
характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в
развитии древнегреческой философии.
В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные
части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию
и этику.
Онтология. Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное,
неизменное, всегда тождественное, неделимое, недоступное чувственному
восприятию и постигаемое
Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Вид, идея, сущность
часто употребляются Платоном как тождественные понятия.
Космология. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология.
Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного
Хаоса.
Теория познания. Теория познания Платона опирается на его учение и о душе.
Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его
бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Теория познания Платона
проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим
трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради
нее самой.
Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят
подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве
методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части
этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием
нравственных поступков
принципе, обладает душа. По учению Платона она состоит из трех частей:
разумной, пылкой (волевой) и вожделеющей (чувственной). Платоновская этика
ориентированна на самосовершенствование личности, на создание совершенного
общества – государства. Укреплению идеального государства, по Платону,
должна служить строгая
Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг. до
н.э.). Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив
для каждой из них специальные области исследований, и установить различие
между теоретическими, практическими и творческими науками.
Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в
"Метафизике". Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона
понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако
Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что
тот приписал
идеям самостоятельное
чувственного мира. Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон,
толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие.
Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что
делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию
причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:
1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность,
субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
3. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и
превращения возможности в действительность, энергетическая база
формирования вещей.
4. Целевая
или конечная причина,
чего?"
Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по
Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности
живительной силы. Ею обладают только растения, животные и человек. Но в
каждом проявлении душа носит своеобразный характер.
Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную
душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет
основное начало этой души. Будучи вечным и неизменным, он один способен к
постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который
есть чистое мышление и которым живет все в мире.
Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю,
основывается на способности человека к интеллектуальной жизни.
Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию. Только человек
способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и
несправедливость.
Центральное понятие
Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно
обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является
познавательная и теоретическая. Так же, как и у Платона, аристотелевское
учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству
личность.
Итоги античной философии.
Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее
формирования и развития сложилась основная проблематика философии,
обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о
бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда –
объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии.
Позднее, с развитием общественных
отношений и формированием
осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии
рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью
которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются
в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее
яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и
Аристотеля.