Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:12, реферат
Бытие, материя, отражение, пространство.
Бытие и небытие
Самый старый, самый принципиальный спор в теологии идёт между монистами и дуалистами. Монисты утверждают, что существует только Бог, всё остальное возникло из него (Брахман в индийской Веданте, Яхве в иудаизме, Аллах в исламе). Дуалисты считают, что существует не только Бог, но и независимая от Него и полярная Ему субстанция (пуруша и пракрити в индийской Санкхье, Ахура-Мазда и Ариман в зороастризме, дух и материя в гностицизме).
В обоих случаях игнорируется проблема небытия. А именно небытие и его взаимодействие с бытием и разрешают спор между монистами и дуалистами.
Небытие - это, чего не было, нет и никогда не будет. Оно неизменно, потому что нельзя изменить то, чего нет. Небытие - это прошлое, которое нельзя изменить. Небытие - это внешняя неподвижная тотальность.
Бытие - это то, чего не было, нет, но что когда-то будет. Бытие - это будущее, в котором всё возможно. Бытие - это внутренняя свободная индивидуальность.
Небытие по определению не
существует, существует только бытие,
Бог. Мы приходим к чистому монизму.
Бог есть будущее, свобода, добро. "Свет
сияет во тьме, и тьма не победит
свет… Бог - это свет, и вовсе
нет в нём тьмы" - апостол
Иоанн абсолютно точно
Тьма и зло становятся самими собой только при условии существования света и добра. Но само небытие не является последствием появления бытия. Небытие существует, а правильнее сказать, не существует до появления бытия. В присутствии бытия небытие только проявляется, актуализируется, становится тьмой и злом. Небытие начинает существовать, а, следовательно, перестаёт быть небытием в чистом виде, неизменным и пассивным. Небытие превращается в активное и вездесущее зло. Одновременно существуют Бог и дьявол, добро и зло. Здесь корни дуализма.
Дуалисты понимают мир поверхностно, принимая следствия за причины, вторичное за первичное. Но и монисты не замечают небытия, не придают ему никакого значения. Отрицание небытия делает тщетными все попытки теодицеи: если нет небытия, а есть только благой Бог, то откуда в мире зло.
И монисты, и дуалисты признают бытие, Бога. Но монисты небытия не замечают, а дуалисты придают злу самостоятельное значение, какого оно не имеет. Признание небытия как неизменного несуществования снимает все различия между монизмом и дуализмом.
Традиционно творение мира Богом представляется как придание формы первоначальному хаосу, превращение хаоса в космос. Хаос под воздействием Бога структурируется, принимает определённые формы и пропорции. Здесь явно присутствует апология состояний материи. Первоначальное состояние - хаос, бесструктурность, аморфность. Окончательное состояние - космос, структура, упорядоченность. Космос как состояние материи противопоставляется и предпочитается хаосу как другому состоянию материи.
В иудейской традиции Бог создал мир за шесть дней, увидел, что мир хорош и на седьмой день отдыхал. В таком понимании фиксируется низшее состояние (океан, хаос) и высшее состояние (мир, космос), но подъём вверх, взлёт понимается как одномоментное явление (сотворение Богом мира в определённый отрезок времени).
"Тьма скрывала океан,
над водами носился Дух Божий.
Да будет свет - сказал Бог.
И воссиял свет, затем Бог отделил
свет от тьмы". "Тьма скрывала
океан" - буквально это можно
понимать, как "океан был покрыт
тьмой", как существование океана
до начала творения, до появления
света, который рассеял тьму
над океаном. Именно это
Но эти слова можно
и нужно понимать иначе: первоначальная
тьма, не как субстанция, а как
отсутствие всякой субстанции, скрывала
в себе потенцию хаоса-океана, "тьма
таила в себе океан". Появление
света во тьме, выделение света
из тьмы создало время как
Как бытие, свет, будущее, выделяясь
из небытия, создаёт время-настоящее
- границу между прошлым и
Материя есть граница между небытием и бытием и одновременно взаимопереход бытия и небытия, сотканный из небытия и бытия как ткань соткана из двух пересекающихся нитей. Время - это возникновение этой границы, пространство - это уничтожение этой границы. Наиболее адекватным отображением времени - пространства - материи в мифологии служит индуистская троица Тримурти - Брахма (время, возникновение мира), Шива (пространство, разрушение мира), Вишну (материя, сохранение мира).
Право на бытие
Часто и неоправданно смешиваются понятия: бытие и жизнь, небытие и смерть. Но бытие и жизнь соотносятся друг с другом как абсолютное и относительное, как причина и следствие. Бытие есть первоначальное и первопричинное по отношению к жизни, не выводимое из неё и не сводимое к ней. Жизнь же вторична и является следствием бытия, развёртыванием бытия в пространстве и времени. Аналогично небытие и смерть не являются синонимами. Небытие - понятие абсолютное, основополагающее. Смерть - относительна жизни, не может существовать без неё. Смерть бывает только после жизни.
Чтобы лучше уяснить разницу между бытием и жизнью, небытием и смертью нужно провести следующий мысленный эксперимент. Представьте, что вы герой или святой и задайтесь двумя вопросами:
1. Готовы ли вы пожертвовать
своей жизнью ради счастья
всех людей? Готовы ли вы
умереть для того, чтобы с момента
вашей смерти на земле
2. Теперь другой вопрос: готовы ли вы ради счастья всех людей пожертвовать своим бытием? Другими словами, человечество будет счастливо, но вас не было, нет и никогда не будет. Абсолютное небытие. И тут вы, несмотря на святость и героизм, задумаетесь. Потому что если вы умерли, значит, вы жили, значит, вы были. Бытие же понятие абсолютное, вневременное. Про бытие нельзя сказать, что оно было, есть или будет. Бытие либо существует вне зависимости от времени, либо его нет, а это означает небытие.
Жизнь - это моя внешняя связь с миром, это я в мире. Бытие - это моя внутренняя связь с основами мира, это мир во мне и мир через меня. Сама жизнь мира это последствие бытия Бога, эманация Бога в наш пространственно - временной эон. Моя смерть разорвёт лишь мою внешнюю связь с нашим миром, этой наружной оболочкой Божественного бытия. Небытие - это отсутствие вообще какой-либо связи, так как нет объекта. Если меня нет, то нет и мира, который может существовать только во мне и через меня.
Убийца, убивая человека, лишает его жизни, т.е. чего-то вторичного и относительного. Убитый человек жил, следовательно, он принадлежит бытию. Жизнь есть развёртывание бытия во времени. Без бытия нет жизни, но бытие может существовать без жизни. Умирающий человек перестаёт жить, но не перестаёт быть. Потому, что, если человек не принадлежит бытию, то он бы и не жил.
Женщина, делая аборт, лишает своего ребёнка бытия, т.е. чего-то первоначального и абсолютного. Аборт - это не убийство ещё не родившегося ребёнка, это неизмеримо страшнее, это лишение своего ребёнка бытия. Если разница между вечной жизнью и жизнью хотя бы одно мгновение количественная и, следовательно, относительная, то разница между небытием и жизнью хотя бы одно мгновение качественная и, следовательно, абсолютная. Смерть не так страшна как небытие.
Можно и нужно различать право на бытие и право на жизнь. Убийство нарушает право человека на жизнь. Аборт нарушает право человека на бытие. Право на жизнь предполагает запрет на убийство. Право на бытие предполагает запрет на аборты.
Деградацию человечества
измеряют в различных системах координат:
падения морали, истребления себе
подобных, расхищения природы и т.д.
Но самым главным критерием
Современное общество возводит в абсолют право на жизнь и совершенно отрицает право на бытие. Это симптом страшного недуга: жизнь ценится выше бытия, мир выше Бога, последствия выше причин. И именно это является первоисточником прогрессирующей деградации человечества. Дерево может лишиться своих корней и какое-то время пышно зеленеть, но оно обречено. Превознося жизнь и не признавая бытие - основу её, мы рано или поздно придём к отрицанию самой жизни. Отрицание бытия это в конечном итоге отрицание жизни.
Нет уже глубинного бытия, есть только поверхностная жизнь. Нет Бога, остался только Его образ и подобие - человек. Гуманизм ставит человека на место Бога. Всемирность обещает царство земное вместо царства небесного. Человек стал обезьяной, наделённой разумом, но лишённой души.
Сегодня в Америке идёт война. Война не между бедными и богатыми, не между белыми и чёрными. Идёт война между сторонниками и противниками абортов. Решается, что выберет Америка: бытие или небытие. В России по этому поводу благостная тишина. Религиозные, культурные, политические и прочие иные "деятели" спорят о чём угодно, но не о главном, не о том единственном, о чём только и стоит спорить. Для нас не существует права на бытие, для нас не актуален запрет на аборты. Но, отрицая право на бытие, мы стремительно катимся к отрицанию права на жизнь. Уничтожив первопричину, нельзя надеяться долго пользоваться её плодами.
Если Америка сегодня ведёт битву с небытием, то мы давно эту битву проиграли. И не только проиграли, но и забыли о своём поражении.