Бытие как смысл существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:03, реферат

Краткое описание

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Содержание

1. Категория бытия в философии
2. Периоды в трактовке бытия
3. Бытие человека и бытие мира
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.71 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Бытие как смысл существования

Содержание    

  1. Категория бытия в философии
  2. Периоды в трактовке бытия
  3. Бытие человека и бытие мира

Список литературы   

1. Категория бытия  в философии

Вопрос понимания  бытия и соотношение с сознанием  определяет решение основного вопроса  философии. Для рассмотрения этого  вопроса обратимся к истории  развития философии.

Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения  его с сознанием стоит в  центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия  претерпело сложное развитие. Его  общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует  основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

2. Периоды в трактовке  бытия

Можно вычленить  несколько периодов в трактовке  бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия “самого  по себе” (натуралистическая онтология) .

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается  как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной  философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

Существо развития научного и философского знания заключается  в том, что человек все более  сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей  социальной жизни и форм культуры.

В истории философии  первую концепцию бытия дали древнегреческие  философы 6 – 4 веков до нашей эры  – десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Парменид

Одни из них рассматривали  бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего “единое” , которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а

о бытии как таковом, но и давать на свои вопросы ответы, доступные проверке самыми разными  способами. А потому человек и  в повседневном действии, и в науке, и в философии накапливает  объективные знания о мире и самом  себе. Он всегда, так или иначе, строит (с разной мерой сознательности, глубины, разработанности) "объективные  онтологии", помогающие ему познавать  мир и овладевать им. В частности, человеческое бытие-в-мире обладает самостоятельными объективными структурами, независимыми от индивидов и, по крайней мере, отчасти, постепенно улавливаемыми человеком и человечеством.

Философы XX века (вслед  за Кантом) справедливо подчеркивали опасность отождествления человеческих представлений о реальности с  самим миром - опасность непосредственной "онтологизации" человеческих состояний и знаний. Особенно важной была борьба феноменологов и экзистенциалистов против такой "натурализации", биологизации человека, когда его изучение естественными науками, сколь бы ни было оно ценным, выдавалось за "последнее слово" изучения человеческая сущности, тем более за сущность человека как таковую. Философы XX века - особенно Э. Гуссерль (1859-1938) в работе "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" справедливо увязывали тенденцию "натурализации" человека в науках, в философии с социально опасными манипуляторскими попытками обращаться с людьми примерно так же, как обращаются с вещами. Один из важнейших акцентов такой "новой онтологии", как, впрочем, и других гуманистически ориентированных философских течений XX века, - идея об уникальности, неповторимости человека.

Список  литературы

  1. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994;
  2. Мир философии. ч. 1. – М., 1991;
  3. Сартр Ж. Экзистенциализм – это гуманизм. – М., 1991;
  4. Современная западная философия. Словарь. – М., 1993;
  5. Сумерки богов. Сборник. – М., 1989;
  6. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987;
  7. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Информация о работе Бытие как смысл существования