Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос вопросов для человечества – это определение места человека в природе и во вселенной. По мнению А. Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему. Другими словами, определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена

Содержание

1. Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного.
2. Материя, ее организация. Пространство и время.
3. Движение и его формы. Проблема развития в философии. Диалектика. Законы и категории диалектики.
4. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность.

Вложенные файлы: 1 файл

Философское учение о бытии, диалектика.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Живая природа имеет свои уровни: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный – клетки; многоклеточный – многоклеточные организмы; надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера. В рамках биосферы начинает развиваться свободный тип материальной системы – человеческое общество.

Социум представлен такими уровнями: индивид; семья; коллективы; социальные группы; этносы, нации, племена, расы; государства; союзы государств; общества, человечество в целом.

На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями проявления просранственно-временных отношений, различными видами движения.

Сущность пространства и времени. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Во  всех спорах стоял вопрос, в каком отношении относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем – субстанциональной концепцией; пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. То есть делался  вывод о независимости свойств пространства и времени от характера  протекающих материальных процессов. Пространство здесь – пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит. Вторую концепцию называют реляционной (relatuo – отношение). Её сторонники, Аристотель, Лейбниц,  Гегель,  понимали  пространство и  время  не  как  самостоятельные сущности, а  как систему отношений, образуемых движущейся материей.

В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной А. Энштейном  теории  относительности. Теория относительности, специальная ее часть, гласит: пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое пространство – время (пространственно-временной континиум). В свою очередь общая теория относительности утверждает: пространства и время не существует без материи их метрические свойства (кривизна и скорость течения времени) создаются распределением и взаимодействием тяготеющих масс. Таким образом, пространство – это форма бытия  материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах.

Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те, в свою очередь, на элементы,  связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных измерений  дает нам  представление о времени.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и  их состоянии в  одном и том же месте пространства.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея          качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени.

В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-,         макро- и мега-мире. В живой природе резкое проявление левизны, что оценивается как особое биологическое пространство. Специфична и временная организация живого, речь идет о биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды.

Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом,          социально значимыми характеристиками – техника, архитектура городов формируется людьми и несет в себе их ценности в определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное время постоянно ускоряется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Движение и его формы.  Проблема развития в философии. Диалектика. Законы и категории диалектики

 

Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но термин "движение" обыденное сознание понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется  механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и др. Так, процессы микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее. Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

Движение – это изменение вообще.  Оно характеризуется тем, что:

1. неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

2. движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

3. движение – есть противоречивое  единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

4. движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже  движение, но такое, при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения).

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свойствами. По сути, речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие делится на динамическое  и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд). Популяционное развитие  – переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой).

Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:

1. Каждому уровню организации  материи соответствует специфическая форма движения;

2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;

3. Высшие формы движения качественно  специфичны и несводимы к низшим.

Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.

Диалектика (от греческого слова dialektike – искусство вести беседу, спор) представляет теорию и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика – это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим он подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля – это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

Прежде всего, отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений. У Гераклита исходным началом был огонь, который выступает в роли основы всякой связи и раздельности вещей. "Грядущий огонь все будет отделять и связывать", – говорил он. В механическом материализме взаимосвязь понималась как механическое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали Гольбах и Гельвеций.

Наука серьезно задумывается над взаимной связью самых различных явлений – жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Все в мире оказывается взаимосвязанным. Поэтому такие важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окружающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый, не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами. Думается, что для современного человека вопрос о взаимосвязи явлений природы и общества более актуален, чем в предыдущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая глобальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный характер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого. Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий жизни людей вызывает, в конечном счете, изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей.

Классификация видов связи строится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления: прямые – опосредованные; внутренние – внешние; функциональные; генетические.

С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

Информация о работе Бытие как центральная категория философии. Бытие вещей, бытие человека, бытие духовного